Два часа пополудни. Штормовой ветер достиг «Катерины». Струи дождя забарабанили по палубе, дополняя брызги, срывавшиеся с гребней волн. Молнии хлестали в озеро, гром раскатами разрывал вой ветра. Я правил в крутой бейдевинд левого галса, все дальше удаляясь от берега.
Штаг, наветренные ванта и багштаг вытянулись в струну. Потравливая гика-шкот, я встречал шквалы только нижней частью площади паруса. «Катерина» держалась молодцом. Водяной балласт исправно выполнял свое дело. По сути, швертбот вел себя как маленькая килевая яхта. Некоторые валы были выше других и сильней сбивали лодку под ветер. Приходилось перед встречей с ними немного уваливаться, набирая скорость, а затем приводиться, принимая удар форштевнем. «Катерина» врезалась в волну, гребень перехлестывал через бак и проносился над кокпитом. Борьба с волнами и ветром наполнила душу восторгом.
Посреди озера, в трех километрах от берега, среди разбушевавшихся стихий, нежданно пришло удивительное спокойствие. Вспомнилось штормование на траулере в Тихом океане, много лет назад. Океан вставал на дыбы, когда судно скатывалось с волны, и проваливался далеко вниз, когда траулер взбирался на гребень. Было немного досадно, что брызги, залетающие в лицо – не соленые.
На палубе маленького швертбота, не на океанской, а на озерной метровой волне я деловито ворочал румпелем, тянул шкот, откренивал лодку – и был счастлив. Ребята на берегу видели, как мотало из стороны в сторону мачту «Катерины», склоняя ее чуть ли не к воде. Честно говоря, сам я этого не заметил.
Низовка, бурно отшумев, понеслась дальше, оставив после себя крутую зыбь. После эйфории шторма, скорость «Катерины» показалась крайне недостаточной. Только начали стихать шквалы, пробравшись на бак, я поставил стаксель. Ветер сменил свое направление и подул от Яйлю.
Теперь мне осталось лечь на курс фордевинд и развернуть паруса бабочкой – грот справа, стаксель слева. Так «Катерина» и вошла в залив Айрыташ, грузно раздвигая воду потяжелевшим осевшим корпусом. За кормой на ряби озера оставался, будто выглаженный утюгом гладкий кильватерный след. Выбран шверт, поднято перо руля, нос уткнулся в береговой песок. Три часа пополудни – поход завершен.
За 16 ходовых часов пройдено по генеральному курсу (по судовому ходу) 20 километров; с учетом лавировки – около 40 километров.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
После того как «Катерину» разоружили, вытащили из воды и перевернули, на днище были обнаружены две пробоины. Ударов не выдержала обшивка в районе шпангоутов, где она работала на излом. В целом конструкция лодки еще раз показала свою надежность в случае получения повреждений обшивки.
После того как днище было просушено, пробоины и потертости пластикового покрытия зачистили и заклеили стеклотканевыми заплатами на эпоксидном клее. На ремонт повреждений хватило двух часов. На консилиуме принято решение усилить весной днища всех трех наших «лазеров» двумя слоями стеклопластика (работы выполнены в 2005 г.).
В июне 2004 г. Евгений Буханько пошил для «Олеси» и «Катерины» новые оранжевые паруса из каландированного капрона, несколько меньшей площади чем прежние. Старые ветхие гроты были отданы мне на растерзание. Поскольку мачта «Катерины» была раскреплена стоячим такелажем, для нее я выкроил два стакселя – с высоким и низким шкотовыми углами.
Собственно работа заключалась в удалении мачтового кармана и оформлении нижней и задней шкаторин и углов стакселей. Ставились они летучими – на фале и галсе. Для шкотов пришлось ввернуть в привальный брус обушки. Из «Катерины» получился шлюп, или кэт со вспомогательным стакселем, кому как нравится. Центровка удовлетворительная, лодка вполне управляема на острых и полных курсах. Ходили и в одиночку, и вдвоем.
Мачта и гик «Катерины» из самодельного пластика слабоваты, поэтому при сильном ветре искажалась правильная форма грота. Перед «дальним походом» был немного приподнят шкотовый угол паруса, что привело к улучшению его работы.
Для измерения скорости нами был изготовлен простенький лаг. Сделан он из катушки для лески со стопором, одиннадцати метров капроновой нитки и поплавка из тяжелого плотного пенопласта с грузиком. Катушка при помощи металлического кронштейна закреплена на деревянной ручке. Скорость определяется по времени, за которое полностью вытравится с катушки нитка, прикрепленная к сбрасываемому за борт поплавку. Скорость вычисляется по таблице.
Измерение скорости при выходе в одиночку представляет значительную трудность, поскольку нужно управлять лодкой, держать лаг, бросать поплавок и отсчитывать время одновременно. Потом еще необходимо смотать лаглинь на катушку. Возможно поэтому наибольшая измеренная этим лагом скорость «Катерины» – 6 км / ч.
В навигацию 2002 года при помощи GPS-приемника зафиксирована скорость 11 км / ч, причем с двумя человеками на борту (и без стакселя).
В сезоне 2004 г. я прошел 6 км из залива Айрыташ в Яйлю за 40 минут, курсом галфвинд при ровном ветре около 10 м / с.
То есть средняя скорость на этом курсе при такой силе ветра составила 9 км/ч.
Места точно красивые - есть места где ходить, еслиб только парусное дело развивалось. Чем можем...
На что стоит обратить внимание и чего следует избегать начинающему яхтсмену, впервые отправляющемуся в поход на прогулочно-туристском открытом швертботе:
1) Нужно правильно оценивать возможности свои и своего судна. Для этого побольше ходить в разную погоду. В 2002 г. я провел на озере и ходил на лодке 10 дней, в 2003 - 40, в 2004 - 30.
2) Нужно назубок знать местные признаки погоды. Даже отправляясь «на пару часов», следует быть готовым к «борьбе со стихией».
3) Желательно иметь «запас» времени, на случай форс-мажора. Не раз пришлось «штормовать», потому-что поджимали сроки:
- через час попутка, другой не будет, а завтра на работу... - в 18.00 привезут хлеб, а не успеешь - разберут, лагерь останется без корки...
4) Нужно внимательно отнестись к подготовке судна и снаряжения. Все, что положено по нормам снабжения, должно быть на борту. Неприятно, когда устройство или важная часть вооружения, оказываются «слабоваты» для свежей погоды.
5) При попадании в сложные условия, не нужно паниковать. Желательно иметь практику «самоспаса», полученную в тепличных условиях - близ берега и под присмотром более опытных товарищей. Если есть минимум необходимых знаний, он вспомнится и пригодится при необходимости. 6) Хороший вариант - эскадренное плавание. Но, если все капитаны выполняют заранее намеченный план перехода.
© 2007 Александр Глебов г.Горно-Алтайск
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи