При вы выходе катера на глиссирование, в момент преодоления «горба сопротивления» двигатель работает в тяжелом режиме - требуется некоторое время, чтобы двигатель развил полные обороты и вывел судно на глиссирование.
В этом могут помочь управляемые транцевые плиты - они в начальный момент снизят дифферент катера и сократят время прохода «горба сопротивления», а после выхода на глиссирование их можно либо приподнять, либо выровнять ими дифферент.
Транцевые плиты можно смело отнести к необходимому оборудованию для большинства корпусов глиссирующих катеров.
Положительные изменения после установки транцевых плит следующие:
- повышение равномерности движения при волнении;
- улучшение выхода на глиссирование;
- меньшая скорость глиссирования;
- возможность регулировки крена и ходового дифферента.
Для катера, страдающего дельфинированием, установка транцевых плит, может решить эту проблему.
Основным критерием выбора транцевых плит является их размер, а точнее - площадь пластин. Мощностью актуаторов (гидравликой управления плит) голову можно не забивать, поскольку они соответствуют размеру плиты определению изначально, если говорить про транцевые плиты заводского изготовления.
Принцип действия транцевых плит прост: подвижные пластины, устанавливаемые на транце, принудительно отклоняются, направляя вниз поток воды, тем самым сообщая корпусу подъемную силу. В итоге корма поднимается, а нос лодки опускается.
Таким способом можно регулируемые пластины наклонять независимо: опуская одну пластину - компенсировать крен корпуса катера.
У каждой фирмы - производителя есть специальные таблицы, позволяющие подобрать конкретную модель по имеющимся размерам катера. Пример таблицы одной их брендовых фирм, для подбора транцевых плит показан ниже.
Таблица подбора транцевых плит
Длина катера | Тип движителя катера | Размер транцевых плит (ширина x длина) |
---|---|---|
15'-19' (4.5-5.8 м) | Один винт, подвесной двигатель или стационарный | 12" x 9" (30 x 23 cм) |
17'-19' (5.2-5.8 м) | Подвесной двигатель | 8" x 10" (20 x 25 cм) M80 |
19'-24' (5.8-7.3 м) | Один винт, подвесной двигатель, или стационарный | 18" x 9" (46 x 23 cм) |
19'-24' (5.8-7.3 м) | Ограниченное простанство рецесса | 12" x 12" (30 x 30 cм) |
20'-23' (6.0-7.0 м) | Один винт или подвесной двигатель | 10" x 12" (25 x 30 cм) M120 |
22'-27' (6.7-8.3 м) | Один винт или подвесной двигатель | 24" x 9" (61 x 23 cм) |
22'-27' (6.7-8.3 м) | 2 стационарных или 2 подвесных двигателя | 18" x 12" (46 x 30 cм) |
25'-30' (7.6-9.1 м) | Один винт или подвесной двигатель | 30" x 9" (76 x 23 cм) |
25'-30' (7.6-9.1 м) | Ограниченное простанство рецесса | 30" x 12" (76 x 30 cм) |
25'-30' (7.6-9.1 м) | 2 стационарных или 2 подвесных двигателя | 24" x 12" (61 x 30 cм) |
28'-34' (8.5-10.4 м) | Стационарный двигатель | 36" x 9" (91 x 23 cм) |
28'-34' (8.5-10.4 м) | Ограниченное простанство рецесса | 36" x 12" (91 x 30 cм) |
28'-34' (8.5-10.4 м) | 2 стационарных или 2 подвесных двигателя | 24" x 12" (61 x 30 cм) |
32'-38' (9.7-11.6 м) | Стационарный двигатель | 42" x 9" (107 x 23 cм) |
32'-38' (9.7-11.6 м) | Ограниченное простанство рецесса | 42" x 12" (107 x 30 cм) |
36'-44' (11.0-13.4 м) | Стационарный двигатель | 48" x 9" (122 x 20 cм) |
36'-44' (11.0-13.4 м) | Ограниченное простанство рецесса | 48" x 12" (122 x 30 cм) |
42'-50' (12.8-15.2 м) | Стационарный двигатель | 54" x 9" (137 x 23 cм) |
50'-60' (15.2-18.3 м) | Стационарный двигатель | 54" x 12" (137 x 30 cм) |
60'-65' (18.3-19.8 м) | Стационарный двигатель | 60" x 12" (153 x 30 cм) |
65'-70' (19.8-21.3 м) | Стационарный двигатель | 66" x 12" (168 x 30 cм) |
70'-80' (21.3-24.4 м) | Стационарный двигатель | 72" x 12" (183 x 30 cм) |
Размер транцевых плит так же можно прикинуть самостоятельно ~8 см на один метр длины корпуса катера. Минимальная длина плит, как правило, составляет 8–10 дюймов (20–25 см).
Чем уже транцевая плита - тем она должна быть шире.
Комментарии
Может полку тогда тебе проще сделать - я видел, что она работает очень хорошо. (У знакомого на корпусе Тунца + Evinrude 90).
До установки плит лодка безнадёжно «дельфинировала».
Отзыв о проведённых испытаниях после установки плит:
«Сегодня плиты были испытаны! Краткие результаты таковы: ОФИГЕТЬ!
Как вам такая посадка лодки на ходу? Это не прыжок на волне, это установившийся режим движения со скоростью 70 км/час!
Раньше брюхом пахала, прыгала, а сейчас – красота и никаких прыжков!
На регулировки плит откликается очень чутко, под каждый режим очень легко подстроить оптимум! Про «дельфинировани е» можно забыть раз и навсегда! Минимум брызг, мотор строго вертикально. Для маленького Викинга управляемые плиты – самое то!»
Это, кажется, твой комментарий? И ещё был размещён снимок "летящего" Викинга-420". Жаль, что размещение снимков на этом сайте слишком мудрёное, большинство не могут это сделать.
Присылай статью дла сайта с фотографиями - размещу обязательно.
За развернутый коммент - водкомоторное спасибо!
Он есть у меня в компьютере, а в комментарий вставить не получилось.
Не помню, кто был его автором, но мне понравилась и статья, и снимок. Хотел и другим посетителям сайта процитировать.
RSS лента комментариев этой записи