Последние темы на форуме:

4.0057471264368 1 1 1 1 1 Рейтинг: 4.01 (174 голосов)

Оглавление:

Удовлетворяем любопытство подручными средствами  Любой водкомоторник, вне зависимости от его опыта и количества часов, проведенных на воде, всегда стремится знать - что и кто находится под его катером.
  Лодочник или рыбак желает поймать трофейный экземпляр рыбины, чтобы затем похвастать им на форуме водномоторников.

  Как же определить глубину, рельеф дна под катером или наличие и величину представителей подводного мира в месте лова?
  Для удовлетворения любопытства водкомоторников, рыбаков и прочих лодочников умные и предприимчивые дяденьки придумали прибор - эхолот (гидролокатор, echolot, fishfinder, sonar).

Принцип работы эхолота

Крупная водкомоторка с эхолотом  Современные технологии предоставляют любопытным водкомоторникам и рыбакам такую возможность - заглянуть под свою лодку на несколько десятков метров ниже - за цену от 100 уе и выше: для этого нужно приобрести чудо-прибор, имеющий название – эхолот (fishfinder, sonnar).
  На рынке широко представлена продукция таких монстров эхолотостроения как Garmin, Raymarine, Lowrance, Humminbird, Navman, Furuno, Interphase и пр..

Принцип работы эхолота  Принцип работы эхолота прост - в основу его положен принцип эхолокациии - излучатель направляет на дно ультразвуковой импульс, перпендикулярно водной поверхности. Ультазвуковая волна распространяется прямолинейно со скоростью около полутора тысяч метров в секунду и отражается с той же скоростью, от любых препятствий – водной растительности, элементов рельефа дна, затопленных деревьев и прячцщихся обитателей водных глубин. После отражения сигнала измеряется время, которое потребовалось ему на достижение объекта и чтобы вернуться в отраженном виде, затем данные обрабатываются процессором, и выводятся на экран в виде дна и рыб, прячущихся от рыбака.

echo_sounder_elac  При выборе эхолота необходимо обратить внимание на ряд важных характеристик:
  – быстродействие процессора прибора, то есть скорость, с которой он может обрабатывать поступающую информацию. От данной характеристики напрямую зависит скорость движения лодки, на которой способен качественно функционировать прибор.
  Мой старый эхолот Navman fish 440 при скорости ~50км/ч при резком изменении глубины с 12 до 2 метров, слепнул начиная постепенно менять свои показания глубины так: 11 - 10 - 9 .... 2, а катер тем временем ведь движется вперед!;
Современный эхолот  – разрешение экрана прибора по вертикали и горизонтали;
  – в зависимости от используемых датчиков эхолокации различают эхолоты с одним, двумя, тремя, четырьмя и шестью (3D) лучами. В зависимости от количества этих лучей можно получить то или иное качество изображения. Двухлучевой прибор лишь указывает на нахождение рыбы под лодкой, не давая информации о ее конкретном положении, трехлучевой при изображении символа дополнительно указывает, где она находится (L-слева от лодки, R – справа).
  Эхолот, c четурехлучевым датчиком, может с успехом применяться при тролинге, так как дает четкое представление о структуре и рельефе дна на достаточном расстоянии от лодки. Наибольшее представление о пространстве под лодкой дает шестилучевик, выводящий на экран изображение в формате 3D.

Датчики эхолотов

  Главный враг правильной работы эхолота — это турбулентность, возникающая при движении катера. Обычно излучатель эхолота крепится на транце лодки и пузырьки воздуха, движущиеся вдоль поверхности днища, очень сильно рассеивают и поглощают ультразвук, в результате чего эхолот «теряет» дно и «слепнет». У разных моделей это выражается по-разному: цифры глубины мигают, пропадают, эхолот показывает несуществующие глубины и т. д. В любом случае это неприятно, а виновата в этом неправильная установка датчика.

  При выборе эхолота никто не смотрит на то, что за датчик (трансдьюсер), идет в комплекте, в таком случае можно получить большой дорогой красивый экран, не показывающий точной и достоверной информации эхолокации.

  Большинство производителей эхолотов не выпускает качественных датчиков, и свою продукцию комплектуют датчиками эконом-класса. Крупный производитель трансдьюсеров всех типов и уровней - американская фирма Airmar.
Без эхолота  Неоднократно встречалась информация, что Raymarine и Furuno не выпускают трансдьюсеров, а используют датчики Airmar. Lowrance, Garmin, Humminbird - комплектуют эхолоты своими датчиками, а в своих каталогах предлагают ассортимент датчиков Airmar с разъемами для своих приборов.

  Как правило - дешевые эхолоты комплектуют трансдьюсерами собственного производства, имеющих крепление на транец лодки, а высокоточные, дорогие эхолоты либо не комплектуют ими вовсе, предлагая их выбрать отдельно, либо продают уже в комплекте с датчиками Airmar.

  Частота излучения - заметно влияет на деталировку изображения, более крупный трансдьюсер имеет больше зеркало пьезоэлемента и как следствие - лучшую чувствительность при приеме слабых эхосигналов.
  Толстый кабель с хорошим винтовым штекером и с толстыми контактами - характеризуется малым удельным сопротивлением и при передаче эхосигналов лучше защищает их от затухания и помех.

Устройство датчика эхолота

  Основным компонентом датчика является преобразователь ― пьезокерамический элемент. Он может быть один (в простом датчике), или их может быть несколько (до 30 штук и более) ― в сложных, многолучевых узконаправленных датчиках.
  Пьезокерамический элемент преобразует электрические импульсы в излучаемые звуковые волны, и когда эхо от них возвращается, отразившись от препятствия (морского дна или рыбы), он опять преобразует звуковые волны в электрический сигнал.
  Другим параметром датчика является максимальная выходная мощность ― она должна соответствовать мощности эхолота.

Частота излучения эхолота и глубина  Есть правило: чем ниже частота и выше мощность, чем уже луч, тем успешнее он проходит на глубину и обеспечивает более точные измерения именно на больших глубинах. С увеличением количества лучей повышается точность и деталировка изображения. Если при небольшой мощности параметр частоты выше, а луч более узкий, то сигнал распространяется на меньшую глубину; при этом меньше охват пятна дна, а деталировка донных объектов больше.
  На классических эхолотах работают «универсальные» датчики с одной частотой 200 кГц или двумя (200 и 50 кГц) с возможностью их одновременной или переменной работы.
  Высокая частота 200–455 кГц и узкий луч 9–11° позволяют определить рельеф грунта и наличие рыбы под лодкой. Лучи с частотой в 83–50 кГц и шириной 60 и более градусов лучше расходятся «в ширину» и предназначены в основном для поиска рыбы в стороне от лодки.
  На современных эхолотах присутствует цифровая обработка сигнала, подстройка параметров его работы по мощности, чувствительности, количеству импульсов ― с таким набором функций вы будете уверены, что на глубине 53 метра плывут именно 10 небольших рыбок, а рельеф дна и плотность грунта точно такие, как показывает картинка на дисплее, а не «приглажены» и «подровнены» несложной программой, как на эхолотах эконом-класса.

Комментарии  

+3 #1 Евген_с 05.12.2015 17:03

моя версия установки датчика эхолота
+1 #2 Valery 06.12.2015 18:43
Хочешь рассказать - рассказывай, но здесь не ликопомойка.

Добавить комментарий

  Вы можете безопасно авторизоваься с помощью любимой социальной сети:

     

Коммент без ссылок, символов, кодов и прочей ереси!