Последние темы на форуме:

4 1 1 1 1 1 Рейтинг: 4.00 (170 голосов)
Карта похода 16 – 29 сентября 2017

Экипаж:
  - Слава (г. Лида Белоруссия)
  - Николаич (г. Смоленск Россия)
  Лодка: «Куш»
  Чартерная компания: Offshore Sailing (Альбатрос Марина, Мармарис, Турция).

17 сентября. Воскресенье.

  Прилетели в Стамбул в субботу вечером. Долго ждали стыковочный рейс. Поменяли в аэропорту 400 евро – как потом выяснилось, на провиант, две ночи в Каш-Марине и пару кебабов по ресторанной цене этого вполне достаточно. (После финиша рссчитывались в евро). Прибыли на лодку в ночь с субботу на воскресенье.

  За провиантом пришлось ехать в Мармарис, т.к. «маркет» в марине слабоват. Зато дежурный таксист со знанием дела привёз к универсаму, помог с закупками, подсунул кассиру свою карту скидок – всё очень быстро и эффективно.

  Дует ветер 20 узлов – слишком сильный для первого дня. Остаёмся ночевать у причала в Альбатросе. Лодку качает – значит, экипаж проходит акклиматизацию. Такой «ленивый» способ адаптации дал хорошие результаты: Слава, склонный к укачиванию, выдержал весь поход без острых кризисов. Он использовал ещё одно средство защиты: при появлении первого симптома – сухости во рту – он пил воду.

18 сентября. Понедельник

  Вышли из Мармариса в 9 часов. Штиль. Направились в бухту Экинджик (20 миль), но возле финиша к нам подошёл пограничный катер и вежливо попросил убираться из “restricted zone”, в которой мы видели морской кран, сторожевой корабль и подлодку. Поворачиваем в сторону Гочека, в бухту «ресторана АМИГО» - идти ещё 23 мили. Пришли в 18 часов, бросили якорь, завели два конца на берег.
  Всю дорогу, особенно ворую половину, мы вели ожесточённый бой с кусачими осенними мухами. И у нас дома осенью некоторые мухи приобретают острый клюв и кровожадные наклонности. Одна из десяти. А здесь – рой мух, и все кусачие. Мы истребили штук эдак 20. К счастью, когда солнце село, мухи исчезли. На следующее утро решились вернуться лишь немногие – самые отчаянные.

19 сентября. Вторник.

  Неспешное утро в бухте АМИГО. Купание, первые подводные кадры. Слава чинит штатный хронометр «Куша»: вероятно, от многолетнего битья встречными волнами по носу, все стрелки немного согнулись вперёд по ходу лодки и, сомкнувшись, остановились. Открутив ножом три маленьких винтика, Слава добрался до стрелок и поправил дело.

  Уходим. Направление – остров Гемиле. Штиль. Быстро проходим 15 миль. Бросаем якорь, заводим конец на берег. Под нами 10 метров воды, видно дно. Много гулет и туристов. Шумный балаган с музыкой, «диванами» на буксире, купальщиками. Впрочем, к 17 часам цирк уехал, всё стихло.

20 сентября. Среда.

  Идём в Калкан (20 миль). На последних милях нас подхватывает попутный ветерок 15 узлов. Очень приятная, солнечная, нежно-ветреная погода. Но на подходе к Калкану ветер резко усиливается до 30. Стоянка в открытой бухте Калкана сразу теряет смысл. Надо убирать паруса и идти в Каш. Поворачиваем на ветер. В момент перехода ветра через халфвинд полные паруса почти кладут лодку на бок. Видимо, были перетянуты шкоты. Снизу раздаётся грохот – какие-то пожитки упали и рассыпались по полу. Но вот нос стоит против ветра. Автопилот рулит. Убираем грот в чехол под замок. Убираем стаксель – закрутку клинит. Слава кидается к ней, потом в каюту за отвёрткой и расправляет петлю на закрутке (УРОК: поднимая стаксель, тщательно расправь верёвку закрутки, сбрось её в каюту, следи за ней, придерживай!). Стаксель убран.

  Имея шикарный попутный ветер в 25 узлов, мы не можем его использовать, т.к. акватория усеяна островами и камнями. Осторожно лавируя между ними, входим в длинную бухту Бучак Денизи и, упёршись в её самый дальний конец, бросаем якорь на 13 метрах. Место поначалу кажется неуютным из-за шума дороги, городского пейзажа на востоке и густого леса мачт соседней Каш-марины. Но вскоре ветер стих, а за ним и прозаические сухопутные звуки строительной и прочей колёсной техники. Ночь была тихой. Под утро нас разбудили петухи.

21 сентября. Четверг.

  Тихое, солнечное утро манило и обещало. Куда теперь идти? Не продолжить ли путь сквозь лабиринт островков? Но сердитый прогноз погоды, известный ещё с прошлой недели, мрачно утверждал, что сегодня, завтра и послезавтра будет ветер до 30 узлов. Раздаётся телефонный звонок: друг из дома предупреждает, что согласно прогнозу Яндекса на Родосе сегодня начинается шторм. Где нам пересидеть непогоду? Перейти в соседнюю бухту Бейиндир Лиман? – может, она поуютнее? Или не полениться и впервые за несколько лет включить рацию на волне Каш-марины (канал 73) и влиться в толпу её гостей? Это ведь так неромантично! Но тоже интересно. И тоже нужно уметь. Слава не без робости взял в руки микрофон УКВ:

    - Kash-marina, Kash-marina, good morning!
    - Good morning!
    - I need a mooring.
    - Tram-tararam-tararam.
    - Repeat please!
    - Who are you? What is name of your boot?
    - I am “Kush” from Offshore-Sailing, Marmaris.
    - You must go to marina. I will see you.

  Швартуемся к понтону марины. Слава идёт в капитанерию. Там снимают ксерокопии с документов «Куша» (особенно интересовала страховка) , взимают 62,50 евро за 2 ночи и 5 евро за 5кВт*ч (этого как раз хватает лодке без кондиционера). Каш-марина (год постройки – 2011) – самая новая и, вероятно, самая большая марина Турции. Если рассматривать её с понтона или с берега, она кажется намного привлекательнее, чем с воды. Её береговая архитектура радует глаз. Есть ресторан, универсам, банкомат, шикарный санузел и что-то ещё. Красиво, основательно, со вкусом.

  Купаемся возле лодки (у нас по бортам нет соседей) – так здорово бултыхнуться с понтона в чистую воду! Завтракаем. Начинаем уже посмеиваться над прогнозом. И тут с ясного безоблачного неба срывается 15-узловой ветерок, который вскоре усиливается до 25. Марина наполняется звоном фалов на мачтах, свистом вант, скрипом швартовых канатов и хлюпаньем волн о понтоны. Ветер толкает нашу корму к понтону, сокращая интервал до полуметра и меньше. Слава зовёт на помощь персонал. Прилетают два хлопца на моторке. Они быстро и ловко перевязывают все три каната. Слава собирался посетить достопримечательности Каша (здесь есть античный амфитеатр), но в такую бурю не хочется оставлять лодку и Николаича без присмотра. Снимаем тент от солнца, который было развесили. Так прошёл весь день. Ночью ветер стал постепенно стихать.

22 сентября. Пятница

  Совсем тихое утро. Купаемся возле лодки. По утрам понтоны по воде обходит стайка домашних уток (видимо, собирают дань с яхтсменов). Купаемся возле лодки. Прогноз обещает 30-40-узловой западный ветер (нам в нос), что вскоре и сваливается на нас с чистого неба. Дует 40-55 узлов. Ветер производит переполох в нашем мачтовом лесу: сбрасывает в воду трап у одной яхты, отрывает швартовую понтонную утку у другой, забрызгивает понтоны.
  Наша корма предательски сближается с понтоном – приходится разлучать их кранцем, который иногда действительно касался понтона. И вообще активно участвуем, прямо-таки штормуем у причала: следим за соседними пустыми яхтами, вызываем помощь, когда с понтона оторвалась утка, задраиваем все наши люки от брызг и ветра, переносим все кранцы на подветренную сторону, подвязываем трап, норовящий спрыгнуть в воду, а, главное – заводим с наветра на понтон ещё один конец, который удерживает нос под бешеным давлением ветра.
  У нас не было близких соседей по бортам. По этой ли причине, или по другим, но нос сильно ушёл к понтону и муринг собирался уронить нас совсем. Новый носовой конец был сильно нагружен и, видимо, пригодился.

23 сентября. Суббота.

  Тихое утро. На доске объявлений марины висит вчерашнее официальное штормовое предупреждение. Указан срок окончания шторма – сегодняшнее утро. Спасибо этому дому, но пора идти дальше. Выходим из марины и следуем за яхтой с немецким экипажем – двумя симпатичными стариканами и бабусей, которые идут из Кушадасов на Кекову (у них чартер на 4 недели). Выход из бухты в сторону Кековы – задача непростая. Море усеяно островками. Прижимаясь к материку, учитывая мели, указанные на карте, обходим мыс нашей бухты и берём курс 130° - этим курсом можно по прямой линии легко пройти на восток вдоль изрезанного берега, оставляя на юге скопление островов.

  В 15 часов бросаем якорь у Кековы. Сначала пытались найти уютное место в бухте за островом, но не нашли – плохо искали? Пошли в «бухту бухты Кекова», туда, где повсюду глубина 5 – 10 м и вода не синяя, а зелёная (впадает речка), что, впрочем, нисколько не мешает купаться. И нашли здесь РАЙСКИЙ УГОЛОК: якорь можно бросать в любом месте просторной акватории, ветер стих совсем, солнце пригрело. Такое ощущение, что это озеро, окружённое невысокими игрушечными зелёными горами, лежит посреди планеты между морем и сушей и является центром Вселенной. И муэдзин поёт здесь особенно душевно, просто, по-православному. На берегу – деревня, минарет, постройки туриндустрии. На рейде стоит десяток гулет. Есть и яхты, баркасы и лодки рыбаков. Народу многовато. Это и понятно: пуп земли (и воды) манит многих.

  ВНИМАНИЕ! Вход в озеро причудливо обставлен камнями, которые НЕизвестны GPS-навигатору. Нужно искать входные буи - красный и зелёный – и ориентироваться по ним. Наш GPS показал при этом, что «Куш» летит по-над горами берега, что, впрочем, в сказках бывает, а мы попали в сказку, в Срединное Озеро Средиземного моря – середина и кульминация нашего маршрута.

24 сентября. Воскресенье.

  Утром выходим в обратный путь. Слава вознамерился обнести флаги вокруг острова Кекова, поэтому, выйдя из Озера в бухту перед островом, сразу резко повернул на восток. Но вскоре почуял неладное и снизил скорость (шли под мотором). Когда глубина стала резко уменьшаться – развернул лодку на запад и бросился листать путеводитель – самое время!? В путеводителе ясно и чётко изображён каменный мешок с широким входом и узким выходом, в который мы попали, т.к. его НЕ показывает картплоттер. Мы остались на этом курсе и покинули бухту через западный пролив – так же, как и вошли с моря вчера.

  Идём в Каш, в бухту Бейиндир Лиман. Бросаем в ней якорь в полдень. При отжимном ветре 10-12 узлов заводим 2 конца на берег (на камни. Здесь много удобных камней). Глубина – 8 – 15 метров. Вода изумительно чистая. Хорошее место и для короткой остановки, и для ночёвки.

25 сентября. Понедельник.

  С утра пораньше снимаемся с якоря. Переход 30 миль, ветер встречный 15 узлов. Поднятый грот добавил всего 0,5 узла – с мотором получилось 4-4,2 узла. Если поднять ещё и стаксель – то добавляются только трудности. В 17 часов с третьей попытки встали на якорь у острова Гемиле – всё подводил глазомер. Как-то не очень уверенно, но спокойно и настойчиво мы заняли свою позицию с краю стоянки, как и полагается тем, кто поздно пришёл. Брашпиль не тянет с глубины 15-20 метров – поднимали цепь вручную.

26 сентября. Вторник.

  В 13 часов уже ошвартовались бортом к понтону ресторана ADAIA в бухте Wall Bay (Skopea Limani, возле Гочека). После недавних сильных ветров яхтсмены осторожничают: в полдень все стоянки уже полны лодок, а ветер возле берега – 20-30 узлов. Купаться не хочется. Поэтому мы отказались от поиска традиционной якорной стоянки и пошли к АДАЙЕ. В принципе стоянка у понтона бесплатная, но Слава сходил вечером в ресторан и принёс оттуда 2 кебаба в упаковке, вполне приличных.

27 сентября. Среда.

  В 7 часов отходим от причала. Без помощников. Перед носом и за кормой стоят соседи. Сначала отдали носовые концы (их было два: продольный и короткий). Оттолкнулись от причала. Ветерок 10 узлов подхватывает нос и отводит от причала. Помня горький опыт прошлого, мы не бросили кормовой конец на причал (он обязательно запутается в утке!), а осторожно отпускаем его «с руки», дав малый вперёд. Отошли чисто и красиво.

  Идём к Мармарису, в бухту Чифтлик. Встречный ветер 10-20 узлов. В 14 часов бросили якорь в бухте. Ветер 30 узлов. Бухта знакомая, глубина 8-12 метров, грунт хороший – песок и водоросли – якорь должен держать. Якорь зацепил не сразу, а прополз метров 20 и, кажется, встал. В 18 часов стали готовить ужин – ветер усилился до 40. Слава гремел кастрюлями, но заметил, что мы ползём и якорь уже достиг края отмели якорной стоянки. Глубина стала быстро нарастать. Запускаем двигатель, поднимаем якорь, переставляемся. Бросаем якорь. Он прополз 1 корпус и встал (кажется, встал). Слава остаётся ночевать в кокпите, дремля одним глазом, а другим контролируя позицию гуляющей на 20-40- узловом ветру лодки и посматривая на эхолот, который должен был показывать 11,2-11,3 м, что, к счастью, и было.
  (План действий был таков: если якорь поползёт – мы переставимся снова, благо рейд пуст, видимость лунной ночью хорошая. А ползущий по дну якорь даёт экипажу несколько часов для отдыха. Прекрасный способ скоротать звёздную ветреную ночь!) Было отдано 30 м цепи – маловато для 10 м глубины, но якорь выдержал. Назавтра послали к якорю ныряльщика – он доложил, что цепь гуляла по дну во всю свою длину вплоть до якоря, плотно зарывшегося в грунт. А, может, это нормально? Гуляние на ветру парусника, стоящего на якоре, весьма раздражает. Видимо, это вызвано тем, что центр парусности смещён в нос из-за мачты и свёрнутого на закрутке стакселя, и ветер хочет развернуть лодку кормой вперёд.
  Рядом с нами стояла яхта с немецким экипажем, у неё был поднят spray hood (козырёк от брызг) над кокпитом, который заметно прибавлял корме парусности. Вероятно, по этой причине яхта намного меньше гуляла из стороны в сторону – стоянка получается комфортнее, да и нагрузка на якорь уменьшается.

28 сентября. Четверг.

  К утру ветер как-то совсем скис до 20 узлов. От берега отходит элегантный английский парусный тримаран – чудо техники. Ещё у причала ребята подняли электролебёдкой грот. Он наполнился и судно уверенно пошло по бухте, описывая круг, с шумным хлопком поменяв возле нас галс, и умчалось через южный пролив в море. Красота! Отойдя от Чифтлика на полмили, этот парусник остаётся совсем без ветра и парус повисает. Проза жизни.
Мы неспешно собираемся к финишному переходу в Мармарис.
12:30 – встали у родного причала.

ИТОГИ ПОХОДА

Неприятности:

  Лететь под парусом не получилось. Ветер отказался помогать нам. Поход получился практически полностью моторным. Сожгли 80 л дизтоплива – это наш рекорд для 240-мильного похода. Из 13 дней похода четыре полных дня просидели в ожидании погоды – тоже рекорд. Очень выручило знание прогноза погоды.
  Вот сайты, которые помогли: eurometeo.gr (очень простой и наглядный) и windguru.cz (самый подробный и толковый. Ключевой момент: в левом верхнем углу страницы на тёмном фоне неприметное окошко – туда вставлять название пункта; страница с прогнозом может содержать несколько таблиц – рассматривай ту, где самые большие и неприятные показатели); и даже наш Яндекс даёт прогнозы для всего шара – только помни, что здесь скорость ветра даётся в м/с, а не в узлах (1 узел = 1852 метров / 3600 секунд = 0,5 м/с. Или 1 м/с = 2 узла) 10 м/с = 20 узлов - это хороший ветер. 20 м/с = 40 узлов – это хорошо только вдали от берега.
  Если нет с собой интернета – имей дома дежурного по погоде, который мог бы позвонить и заблаговременно предупредить. Прогноз, который за неделю предупреждал нас о шторме, оправдался.

  Поломали один стопор (обошлось без оплаты) и повредили корпус носового навигационного фонаря (заплатили 90 е). Едва не утопили якорную цепь – убежала с лебёдки вся до предпоследнего звена, осталась висеть на верёвочке, что и спасло нас. Повезло, что в тот момент не было ветра и хода у лодки.

Пару раз в последнюю секунду уклонялись от столкновения с камнями. Такого риска допускать нельзя.

Достижения (и открытия)

  Географическая широта данной точки местности равна высоте Полярной звезды над горизонтом в градусах! Впрочем, этот постулат уже был прописан в советском учебнике астрономии за 10 класс. Между широтой Мармариса (37°) и Смоленска (55°) есть заметная разница и это проявляется в том, что Большая Медведица, вращаясь вокруг Полярной звезды, в Турции заходит за горизонт, а потом восходит. У нас дома она нисколько не прячется за горизонтом. Значит – Земля КРУГЛАЯ !!! Если встать на Северный полюс шара, то Полярная звезда окажется точненько над головой наблюдателя. А если искать её на ночном небе, находясь на экваторе – то она будет видна лежащей на горизонте, если позволит видимость. Эти два постулата предлагаю проверить на практике любознательным водкомоторникам.

  Швартовый конец – интересная тема для малочисленного или малоопытного экипажа. Если этот канат не наматывается на барабан, как это сейчас стало модно, то он может доставить немало проблем при швартовке к берегу, постоянно путаясь и требуя внимания и человеческой руки. Эту проблему мы решили принятием следующих мер:
  1) Самый длинный конец (40 м) разложили (подкручивая, т.е. без петелек) по полу кокпита и увязали в четырёх точках шкертикакми (верёвочками). В таком виде канат лежал во время всех переходов.   2) Отдача швартового конца на берег: разложить канат – это полдела. Как отдавать его, избегая запутывания? Идея: канат должен уходить в направлении «вверх», а не «в сторону», как обычно. Для этого мы к трубе каркаса бимини (тента от солнца над кокпитом) привязали ремень с карабинами, снятый с обвязки. Один из карабинов забросили наверх на тент за ненадобностью. Второй карабин болтался под тентом на коротком ремне. В этот широкий карабин мы вставляли швартовый конец, когда пловец нёс его на берег. Канат легко сходит по толстому стальному карабину, и его просто снять, когда канат кончается и наступает пора крепить его на утке.
  3) А если длины каната не хватило? Такое случается нередко, потому, что яхту толкает ветер и тянет цепь в то время, пока пловец обует ласты или тапки, доберётся до берега, подойдёт по скользким камням к нужному месту и набросит петлю. Если к этому моменту канат уже весь ушёл в воду, а удлинить его некому или нечем, то мы поступали так: бросали конец в воду, привязав к нему кранец. Конечно, канат при этом тонет и увлекает кранец к берегу – зато хорошую службу служит неприятный отжимной ветер – основное препятствие всему делу. Пловец возвращался на лодку, давал задний ход и подводил корму к кранцу, который вылавливался крюком. Если канат уже настолько укоротится, что крюка не хватает, то, вероятно, пловцу придётся опять прыгать в воду, чтобы набросить новую петлю на кранец и выловить его с борта лодки.
  Благодаря этим мерам мы смогли достичь того, что швартовка к берегу перестала быть гонкой и нервотрёпкой, мы работали без спешки, всегда имея запас времени и места для манёвра.

Вот, пожалуй, и всё!
Вячеслав Волков
2017

Яхта, поход, Турция, Кекова, Мармарис,

 

Комментарии  

+1 #1 vovкa1972 01.02.2018 09:17
Спасибо за описание способа швартовки - скоро будем испробовать!

Добавить комментарий

  Вы можете безопасно авторизоваься с помощью любимой социальной сети:

     

Коммент без ссылок, символов, кодов и прочей ереси!