Путевой дневник швертбота "Катерина" - озеро Телецкое Путешествия по воде Поход выходного дня или 16 часов под парусом по Телецкому озеру на швертботах. Зайдите на сайт www.vodkomotornik.ru/ и узнайте еще! Яхта, швертбот, парус, путешествие по воде, Телецкое озеро.
5 1 1 1 1 1 Рейтинг: 5.00 (3 голосов)

Оглавление:

  Два часа пополудни. Штормовой ветер достиг «Катерины». Струи дождя забарабанили по палубе, дополняя брызги, срывавшиеся с гребней волн. Молнии хлестали в озеро, гром раскатами разрывал вой ветра. Я правил в крутой бейдевинд левого галса, все дальше удаляясь от берега.

  Штаг, наветренные ванта и багштаг вытянулись в струну. Потравливая гика-шкот, я встречал шквалы только нижней частью площади паруса. «Катерина» держалась молодцом. Водяной балласт исправно выполнял свое дело. По сути, швертбот вел себя как маленькая килевая яхта. Некоторые валы были выше других и сильней сбивали лодку под ветер. Приходилось перед встречей с ними немного уваливаться, набирая скорость, а затем приводиться, принимая удар форштевнем. «Катерина» врезалась в волну, гребень перехлестывал через бак и проносился над кокпитом. Борьба с волнами и ветром наполнила душу восторгом.

Телецкое озеро. Поход на швертботах Телецкое озеро. Поход на швертботах Телецкое озеро. Поход на швертботах Телецкое озеро. Поход на швертботах

  Посреди озера, в трех километрах от берега, среди разбушевавшихся стихий, нежданно пришло удивительное спокойствие. Вспомнилось штормование на траулере в Тихом океане, много лет назад. Океан вставал на дыбы, когда судно скатывалось с волны, и проваливался далеко вниз, когда траулер взбирался на гребень. Было немного досадно, что брызги, залетающие в лицо – не соленые.

  На палубе маленького швертбота, не на океанской, а на озерной метровой волне я деловито ворочал румпелем, тянул шкот, откренивал лодку – и был счастлив. Ребята на берегу видели, как мотало из стороны в сторону мачту «Катерины», склоняя ее чуть ли не к воде. Честно говоря, сам я этого не заметил.

  Низовка, бурно отшумев, понеслась дальше, оставив после себя крутую зыбь. После эйфории шторма, скорость «Катерины» показалась крайне недостаточной. Только начали стихать шквалы, пробравшись на бак, я поставил стаксель. Ветер сменил свое направление и подул от Яйлю.

  Теперь мне осталось лечь на курс фордевинд и развернуть паруса бабочкой – грот справа, стаксель слева. Так «Катерина» и вошла в залив Айрыташ, грузно раздвигая воду потяжелевшим осевшим корпусом. За кормой на ряби озера оставался, будто выглаженный утюгом гладкий кильватерный след. Выбран шверт, поднято перо руля, нос уткнулся в береговой песок. Три часа пополудни – поход завершен.

  За 16 ходовых часов пройдено по генеральному курсу (по судовому ходу) 20 километров; с учетом лавировки – около 40 километров.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

  После того как «Катерину» разоружили, вытащили из воды и перевернули, на днище были обнаружены две пробоины. Ударов не выдержала обшивка в районе шпангоутов, где она работала на излом. В целом конструкция лодки еще раз показала свою надежность в случае получения повреждений обшивки.

  После того как днище было просушено, пробоины и потертости пластикового покрытия зачистили и заклеили стеклотканевыми заплатами на эпоксидном клее. На ремонт повреждений хватило двух часов. На консилиуме принято решение усилить весной днища всех трех наших «лазеров» двумя слоями стеклопластика (работы выполнены в 2005 г.).

  В июне 2004 г. Евгений Буханько пошил для «Олеси» и «Катерины» новые оранжевые паруса из каландированного капрона, несколько меньшей площади чем прежние. Старые ветхие гроты были отданы мне на растерзание. Поскольку мачта «Катерины» была раскреплена стоячим такелажем, для нее я выкроил два стакселя – с высоким и низким шкотовыми углами.

  Собственно работа заключалась в удалении мачтового кармана и оформлении нижней и задней шкаторин и углов стакселей. Ставились они летучими – на фале и галсе. Для шкотов пришлось ввернуть в привальный брус обушки. Из «Катерины» получился шлюп, или кэт со вспомогательным стакселем, кому как нравится. Центровка удовлетворительная, лодка вполне управляема на острых и полных курсах. Ходили и в одиночку, и вдвоем.

  Мачта и гик «Катерины» из самодельного пластика слабоваты, поэтому при сильном ветре искажалась правильная форма грота. Перед «дальним походом» был немного приподнят шкотовый угол паруса, что привело к улучшению его работы.

Телецкое озеро. Поход на швертботах Телецкое озеро. Поход на швертботах Телецкое озеро. Поход на швертботах Телецкое озеро. Поход на швертботах

  Для измерения скорости нами был изготовлен простенький лаг. Сделан он из катушки для лески со стопором, одиннадцати метров капроновой нитки и поплавка из тяжелого плотного пенопласта с грузиком. Катушка при помощи металлического кронштейна закреплена на деревянной ручке. Скорость определяется по времени, за которое полностью вытравится с катушки нитка, прикрепленная к сбрасываемому за борт поплавку. Скорость вычисляется по таблице.

  Измерение скорости при выходе в одиночку представляет значительную трудность, поскольку нужно управлять лодкой, держать лаг, бросать поплавок и отсчитывать время одновременно. Потом еще необходимо смотать лаглинь на катушку. Возможно поэтому наибольшая измеренная этим лагом скорость «Катерины» – 6 км / ч.

  В навигацию 2002 года при помощи GPS-приемника зафиксирована скорость 11 км / ч, причем с двумя человеками на борту (и без стакселя).

  В сезоне 2004 г. я прошел 6 км из залива Айрыташ в Яйлю за 40 минут, курсом галфвинд при ровном ветре около 10 м / с.

  То есть средняя скорость на этом курсе при такой силе ветра составила 9 км/ч.

  Места точно красивые - есть места где ходить, еслиб только парусное дело развивалось. Чем можем...

На что стоит обратить внимание и чего следует избегать начинающему яхтсмену, впервые отправляющемуся в поход на прогулочно-туристском открытом швертботе:

  1) Нужно правильно оценивать возможности свои и своего судна. Для этого побольше ходить в разную погоду. В 2002 г. я провел на озере и ходил на лодке 10 дней, в 2003 - 40, в 2004 - 30.

  2) Нужно назубок знать местные признаки погоды. Даже отправляясь "на пару часов", следует быть готовым к "борьбе со стихией".

  3) Желательно иметь "запас" времени, на случай форс-мажора. Не раз пришлось "штормовать", потому-что поджимали сроки:

  - через час попутка, другой не будет, а завтра на работу...   - в 18.00 привезут хлеб, а не успеешь - разберут, лагерь останется без корки...

  4) Нужно внимательно отнестись к подготовке судна и снаряжения. Все, что положено по нормам снабжения, должно быть на борту. Неприятно, когда устройство или важная часть вооружения, оказываются "слабоваты" для свежей погоды.

  5) При попадании в сложные условия, не нужно паниковать. Желательно иметь практику "самоспаса", полученную в тепличных условиях - близ берега и под присмотром более опытных товарищей. Если есть минимум необходимых знаний, он вспомнится и пригодится при необходимости.   6) Хороший вариант - эскадренное плавание. Но, если все капитаны выполняют заранее намеченный план перехода.

Телецкое озеро. Поход на швертботах Телецкое озеро. Поход на швертботах Телецкое озеро. Поход на швертботах Телецкое озеро. Поход на швертботах

© 2007 Александр Глебов г.Горно-Алтайск

 

Комментарии   

0 #1 admin-62 08.03.2008 10:30
Говорим большое спасибо Александру Глебову за столь увлекательный, познавательный и касочный рассказ!!!

Добавить комментарий

  Вы можете безопасно авторизоваься с помощью любимой социальной сети:

         


Защитный код
Обновить