
Отпадает сам собой после того, как машина застрянет...
Лопата - первейший и самый надежный механизм, который может обеспечить освобождение машины из земляного/снежного плена.
При наличии данного приспособления можно и согреться, и машину откопать.Много денег лопата не стоит, и весит она немного (если из титана), да и в хозяйстве будет всегда востребована. Остается самое малое - приспособить ее для штатной перевозки на автомобиле.
А тут и получается затык - либо вяжи ее веревками, либо какими-то сантехническими ненадежными хомутами, т.к. все более-менее штатные крепления для лопаты превосходят ее стоимость!

Оно и понятно: если у тебя лопата не прикручена фирменным хомутом - ты типо колхозник, а не настоящий джипер. Поскольку я не джипер, а турист - мне официально разрешено использовать колхозтюнинг.
Мне же лопата нужна не понтоваться, а в случае необходимости откапываться:
Поэтому посмотрев цены на копеечный крепеж за пару килорублей, я набрел на хомуты для строительных лесов "хомут поворотный для строительных лесов 48х48" по цене 270 руб. за спарку. Использовав "болгарку" для разделения получил 2 хороших оцинкованных хомута, на которые не только лопату закрепить можно, а в случае необходимости использовать как узел подвески для ракет земля-вражина.

Фотоотчет установки механизма ЛОПАТА на экспедиционный багажник: