Киргизия 72–79 день: город Ош – въезд в Таджикистан
Город Ош – второй по величине город в Кыргызстане и один из самых древних городов Средней Азии. Точная дата его возникновения неизвестна. Письменная история его насчитывает свыше тысячелетия, а археологические находки ведут вообще в трехтысячелетнюю давность.
Весь местный уклад жизни – из начала 90х российской действительности: торговля на каждом углу, ларьки, обменники и огромное количество сигналящих машин в центральной части.
5 дней назад в городе открылся первый гипермаркет «Фрунзе» (я бы сказал – просто супермаркет), много народу ходит и разглядывает витрины фотографируясь у них.
В Оше сняли квартиру (1600 сом/сутки), я записался на процедуры для лечения спины на 5 дней в центр «Нейрон» (массаж, растяжение, капельница, уколы и электрофорез 3150 сом + 1000 лекарства. Персонал очень вежливый и дружелюбный. Я бы туда ради удовольствия ходил еще месяца два, если бы не предстоящая зима и дорога домой.
Дефендер же усугубил спотыкания и троения – заехал к дизелисту – у него нет программы, но удалось увидеть 0 ошибок двигателя и 4 ошибки ABS. Стенда для проверки форсунок в городе тоже нет, поэтому надо как-то действовать самостоятельно.
На рынке удалось найти 1 бутылку присадки в диз. топливо и 3 флакона очистителя форсунок (made in Rusia).
Заправился на ГАЗПРОМ (по утверждениям местных – лучшая солярка), запитал двигатель из 5л банки по кругу, через фильтр тонкой очистки, добавив Х5 дозу очистителя дал ему проработать на разных оборотах около часа – соляр помутнел, а в отстойнике фильтра образовалось немного черной смолы.
Переключил на бак – работает ровно и мягко.
Из Оша по улице Памирская выезжаем на Памирский тракт. Километров через 70 набрав высоту около 1700 метров останавливаемся на ночевку и утром движем через перевал Кызыларт 4282 метра в Таджикистан.
Памирский тракт — высокогорная автомобильная дорога, соединяющая города Ош (Киргизия), Хорог (Таджикистан) и Душанбе.
На выезде из Киргизии пришлось заплатить 1000 сом экологического сбора (т.к. покидал таможенный союз) – отдал 900 руб., получил квитанцию, легкий досмотр вещей и разговор о нашем путешествии. Все очень лояльно и быстро.
Таджикский пост расположен километров через 10, по пути увидел 3х парней на перевале – крикнули Хелоу! Какой в жопу хелоу? Привет, говорю! А так вы русские? Подвезите нас на 3й поворот до КАМАЗа! У нас мест нет – только если на подножке и бампере. Да, хорошо!
Был бы англичанин – он повез бы 3х парней на подножке через перевал? Сомневаюсь... Они тут 3 дня ремонтировали раздатку, у КАМАЗа груженного 20 тоннами угля.
Список перевалов Киргизии
Перевал | Высота | От | До | Область | Инфо |
---|---|---|---|---|---|
Тео Ашу | 3586 | Кара Балта | Суусамыр | Чуй | |
Ала Бел | 3184 | Суусамыр | Токтогул | Чуй | На границе с Таласом |
На дороге в Торугарт:
Перевал | Высота | От | До | Область | Инфо |
---|---|---|---|---|---|
Кубики | 3907 | Ущелье Боом | Кочкор | Чуй | На границе с Нарыном |
Долон | 3028 | Кочкор | Нарын | Нарын | |
Кызыл Бел | 2484 | Нарын | Ат Баши | Нарын | |
Ак Бейт | 3282 | Нарын | Торугарт | Нарын | |
Таш Рабат | 3968 | Таш Рабат | Торугарт | Нарын | Вдали от главной дороги |
Торугарт | 3752 | Нарын | Кашгар | Нарын |
На дороге Иркештам:
Перевал | Высота | От | До | Область | Инфо |
---|---|---|---|---|---|
Чийирык | 2408 | Ош | Гулча | Ош | |
Талдык | 3619 | Ош | Сары Таш | Ош | |
Тео Морун | 3536 | Сары Таш | Иркештам | Ош | |
Терек Даван | 4131 | Гулча | Иркештам | Ош | Вдали от главной дороги |
Иркештам | 2841 | Сары Таш | Кашгар | Ош |
На границе с Таджикистаном:
Перевал | Высота | От | До | Область | Инфо |
---|---|---|---|---|---|
Кызыл Арт | 4280 | Сары Таш | Таджикистан | Ош |
На Сон Кёл:
Перевал | Высота | От | До | Область | Инфо |
---|---|---|---|---|---|
Калмак Ашу | 3446 | Сары Булак | Сон Кул | Нарын | |
Кара Кече | 3384 | Сон Кул | Чаек | Нарын | |
Курткал | 3660 | Сон Кул | Ак Таала | Нарын | |
33 попугая | 3133 | Сон Кул | Нарын | Нарын | "33 попугая " |
Другие перевалы Кыргызстана:
Перевал | Высота | От | До | Область | Инфо |
---|---|---|---|---|---|
Ала Баш | 2365 | Балыкчи | Боконбаева | Иссык Куль | В долине Конгур Олен |
Беурайлу | 3268 | Баетова | Таш Рабат | Нарын | Часто закрыто |
Чапчима | Кербен | Джани Базаар | Джалал Абад | Закрыто зимой | |
Чапчима | 3822 | Каракол | Енилчек | Иссык Куль | |
Жалпек Бел | 3890 | Sary Bulak | Есе Нарын | Нарын | На границе с Иссык Кулем |
Калдама | 3062 | Казарман | Джалал Абад | Джалал Абад | |
Кара Буман | Казарман | Джалал Абад | Джалал Абад | Закрыто зимой | |
Кара Буура | 3302 | Талас | Джалал Абад | Талас | На границе с Джалал Абадом |
Кара Коо | Ак Талла | Казарман | Нарын | На границе с Джалал Абадом | |
Каракол | 3485 | Суусамыр | Кочкор | Нарын | На границе с Чуем |
Керургунту | 3907 | Ак Сай | Кара Сай | Нарын | На границе с Иссык Кулем |
Кереге Таш | 3684 | Ece Naryn | Барскоон | Иссык Куль | Статус не прояснен |
Кулак Ашу | 3399 | Баетова | Таш Рабат | Нарын | Часто закрыто |
Кынды | 3102 | Ак Сай | Кара Сай | Нарын | В пограничной зоне |
Кырк Кыз | 3223 | Кызыл Ой | Токтогул | Нарын | Статус не прояснен |
Кызарт | 2664 | Кочкор | Чаек | Нарын | |
Отмок | 3330 | Суусамыр | Талас | Талас | На границе с Чуем |
Сан Таш | 2195 | Туп | Джергален | Иссык Куль | |
Шамси | 3573 | Шамси | Кочкор | Чуй | На границе с Нарыном |
Тнр Джайлоо | 2465 | Кызыл Ой | Токтогул | Нарын | На границе с Джалал Абадом |
Терек | Токтогул | Талас | Талас | На границе с Джалал Абадом | |
Тездуу Суу | 1971 | Кызыл Ой | Токтогул | Джалал Абад | Статус не прояснен |
Перевалы Киргизии вдоль границы:
Перевал | Высота | Инфо | Страна |
---|---|---|---|
Байкурт | По дороге от Торугарта до Кашгара | Китай | |
Тешикташ | По дороге от Торугарта до Кашгара | Китай | |
Кордай | 1233 | По дороге Бишкек-Алматы | Казахстан |
Въезд в Таджикистан – первое впечатление
Таджикский пост – высота около 4200 метров – дышится хреново, бошка соображает туго, т.к. поднялись на высоту без акклиматизации (голова болела еще 3 дня). В каждой будке что-то выписывают, без чего дальше ехать нельзя, и каждая бумага стоит денег. Отдал около 7000 руб., на сдачу давали сомони. Народ очень приветливый и любопытный. Честным оказался только таможенник – в последний момент мне открылся, что хотел выписать на кемпер временный ввоз авто за 25$, хотя гражданам РФ он совершенно не нужен. В другой будке впарили маршрутную карту для грузовика.
Первое впечатление – самое сильное, особенно когда его создают официальные работники на границе. Второго шанса создать первое впечатление уже не будет.
Впечатление такое – народ вежливый и любопытный, наебывает тебя и тут же предлагает выпить чаю.
Собрав с каждой будки по справке, поехали в сторону кишлака Каракул, расположенного у одноименного озера.
Немного съехав с дороги в темноте стал около озера, высота – 3900 метров. Это многовато для неакклиматизированных путешественников: бошка болит, воздуха не хватает. Включил обогреватель салона и около 21:00 легли спать.
Утром обогреватель как-то громко клацая насосом подкачки заглох. За бортом -11С – замерзла солярка в насосе.
С рассветом состояние не улучшилось, но тем не менее поехали брать перевал Акбайтал 4655 метров.
ПДД и манера езды в Таджикистане
Все то же самое, как и в Киргизии, но вольнее раза в 3. Плюс ко всему полное или частичное отсутствие осветительных приборов, их разноцветность (спереди могут стоять красные лампы) и полное отсутствие полушария, которое пытается предвидеть или просчитать на 10-20 секунд вперед:
Поднимаюсь ночью по каменной тропе круто вверх (работает ближний свет и ПТФ, т.е. я отлично виден), до выезда остается метров 100. На догоге притораживает авто, и сворачивает на эту же тропу, мне на встречу – я прижимаюсь вправо и останавливаюсь освободив ему 1 метр тропы для объезда. Полная машина таджиков – в течение минуты совещаются как меня можно объехать не свалившись с обрыва. Сдают назад 50 метров на площадку и я завершаю подъем освободив им путь для спуска.
Почему нельзя было сразу остановиться и дать мне закончить проезд?
Ко всему прочему надо надо добавить моргание дальним светом в темноте – едь ты хоть с габаритами. Любой источник света воспринимается как "Дальний".
В горах видим без фонарей заглохший грузовичек, вкруг которого пляшут 2 таджика – не работает стартер (давно не работает, либо они не знают, что он тут есть: нада талкнуть машин и он паедет).
Просят помочь толкнуть (в гору!), веревки у них нет. Я просто ох...ваю от такой безответственности: спускает колесо – возьми насос, не работает стартер – возьми буксир. Ощущение такое, что им кто-то ночью в бак заливает топливо, и меняет масло, а водилы – только руль крутить и умеют. Такой безалаберности и безответственности я не встречал еще!
Ак-Байтал – самый высокий автомобильный перевал
Перевал Ак-Байтал находится на Восточном Памире, на трассе Ош-Хорог, которая является одной из ветвей знаменитого Шелкового пути. Ак-Байтал – самый высокий автомобильный перевал в республике Таджикистан и бывшем СССР, его высота составляет 4655 метров.
Народ постоянно фотографируется у знака, это сделали и мы, чтобы подтвердить факт того, что там были. Да, высота 4655 метров звучит гордо, но к перевалу идет асфальтированная дорога, мы ехали от Каракуля (3900 метров) – это всего лишь +750 метров, точно так же и со стороны Мургаба. Шпилек набора высоты и видов красивых нет вообще.
Если не нужна фото у знака «АКБАЙТАЛ 4655 метров», то ехать туда смысла нет совершенно. Это типа норвежского Норд-Каппа с металлическим шаром на постаменте.
Местные там ездят на советских КАМАЗах и ГАЗ-53 и недоумевают: нафига туристы постоянно фотографируются у этого облезлого знака? Вауфактор 0.
Поддержи проект!
В назначении указать: топливо, связь, душ, чай, пиво, кумыс, шубат.
Комментарии
возможна!
Мы сейчас перед Хорогом.
В каком режиме видео коптером снимаете?
Пока!
RSS лента комментариев этой записи