4.0662983425414 1 1 1 1 1 Рейтинг: 4.07 (181 голосов)

Оглавление:

Подготовка к съемке панорамы – от А до Ю

Панорама может быть не только горизонтальная  Вторая часть предназначена для начинающих панорамщиков – будущих профессионалов. Буду краток, т.к. что такое фотоаппарат, штатив и компьютер читатель наверняка уже знает.

  Первая часть статьи, написанная много лет назад по прежнему не потеряла актуальности – для большинства пейзажных панорам вполе достаточно штатива или прямых рук с крепкими ногами. Широкие просторы неплохо сшиваются с добавлением небольшой ретуши, но...

Панорама интерьера горизонтальная 360 градусов  Попросили меня снять интерьер: cшивка панорамы убила времени больше в несколько раз, нежели было занято на съемку. Да и то – соединялась панорама очень коряво при огромном количестве контрольных точек и последующей ретуши – кафельная плитка расползалась во все стороны и наслаивалась так, как будто ее клал пьяный гастарбайтер.

  Тут то я и вспомнил про нодальную точку и параллакс, на которые ранее просто ложил...

  Итак, на основании своего небольшого 10-летнего опыта сформулирую как качественно снимать панораму, чтобы потом ей можно было гордиться.

Подготовка к съемке панорамы – комплектующие

  1. Штатив с площадкой Arca-Swiss
  2. Регулятор уровня (необязателен)
  3. Ротатор
  4. Панорамная головка
  5. Фотоаппарат с широкоугольным объективом

Штатив с площадкой Arca-Swiss

  Имеющийся в хозяйстве штатив SLIK Pro 330DX, снабжен поворотной головкой и площадкой непонятной конфигурации, на которую нереально крепить современное оборудоваие, которое имеет самую распространенную проф. систему Arca-Swiss.

  Поскольку в хозяйстве штативов много не бывает, был заказан со скидкой в наебее ZOMEI Z688 за 4200 рэ.. Все отзовики-распаковщики-видеоблогеры твердили, что он ну "о-о-о-чень невероятно устойчив и могуч".
Ротатор с Arca-Swiss вокруг нодальной точки  Что я скажу: ZOMEI Z688 – обычный штатив, не обладающий суперспособностями, хотя на всех его бирках и прописано слово Professional. Камеру с панорамной головкой держит вполне – не лучше SLIK Pro 330DX. Причем у SLIK Pro 330DX только 2 выдвижные колонны, а у ZOMEI Z688 – 3.

  С двумя колоннами штативов не нашел вообще, только проф. штативы по 80-90 т.р., что в мой бюджет никак не вписывается.

  У SLIK Pro 330DX защелки, которыми я и видеооператор несколько раз защелкивали свои пальцы до крови, поэтому искал именно с затягиванием кольцами как менее травмоопасный. Но попользовавшись с затягивающимися кольцами понял, что удобнее с защелками.

  Шар на головке 36mm. Нужен максимально большой, дабы понизить усилие на затяжном болту.

Горизонтальность – наипервейшая задача панорамирования!

Вращение камеры вокруг нодальной точки  Небольшой уклон при съемке – завалит панорамную фотографию на бок при сборке.
  Горизонт можно ловить длиной ног штатива, можно ослабить шар головки и шевелить его – крайне точная и ювелирная работа в двух плоскостях, а на морозе, когда лапы задубели – это становится сложно.

  Есть спец. плата регулировки горизонта – высокоточный регулятор уровня (уровневая база, выравнивающая площадка-переходник. Регулировочные диски позволяют осуществлять точную настройку в пределах +/-5 градусов). У меня его нет, но куплю обязательно. Нужен именно такой, дабы можно было крутить гайки для достижения горизонтальности, а не с полусферой. Полусфера уже есть – это головка штатива для грубой установки.

Панорамный ротатор

Вращение камеры вокруг нодальной точки  Необходим для кругового вращения панорамной головки в горизонтальной плоскости на фиксированный угол, обеспечивающий необходимое перекрытие кадров.

  Ротатор позволяет не только упростить, но и ускорить процесс фотосъемки паорамы. Снимая панораму быстро, уменьшается фактор изменения окружающего пространства: движение облаков, перемещение людей, машин и т.п.

  Уровень есть на штативной площадке, но для вращения камеры он не годится. Поэтому площадку я от шара открутил, и на ее место прикрутил панорамный вращатель, но можно его было поставить выше через Arca-Swiss.

  Внизу видна градуированная шкала с градусами. Снимая вертикально объективом ZENITAR 2,8/16 угол поворота составляет 45°, т.е. всего 8 кадров за полный оборот.
  Если использовать циркулярный фишай МС Пеленг 3,5/8 – потребуется только 4 кадра (!) Я делаю 6 кадров.

  По этой причине я не вижу смысла в дорогой головке с настройкой фиксированного угла поворота для разных объективов – углы поворота элементарно укладываются в головном мозге даже после пива.

  Круговая панорама 360° – 4 кадра снятых объективом МС Пеленг 3,5/8.

Дисторсия фишая исправится автоматом при сборке панорамы
Превью кликабельно!

  Итоговый файл панорамы получается 7624 Х 3812 pix., а после обрезки 7624 х 3440 pix., что составляет 26 мегапикселей. Такого размера панорамы более чем достаточно для печати, и тем более для сайта.

  Смотреть - Панорама 360° электички Ласточка

  На кропе количество кадров удвоится, а если снимать портретником – удесятерится, пропорционально увеличится сложность сборки панорамы и ее размер.

  Меньше кадров = меньше стыков = проще сборка панорамы.
Дисторсия фишая исправится автоматом при сборке панорамы

  Дисторсия фишая исправится автоматом при сборке панорамы – превью кликабельно!

Нодальная точка панорамной головки – убийца параллакса

Вращение камеры вокруг нодальной точки  Без панорамной головки шансы искажений и нестыковок растут прямо пропорционльно с приближением камеры к объекту съёмки – камеру нужно вращать вокруг нодальной точки объектива, дабы избежать последующей несшиваемости! В нодальной точке сходятся лучи света, входящие в объектив, затем они расходятся на матрицу образуя изображение.
  Простой пример для понимания: посмотрите на любой близкий объект то левым, то правым глазом – увидите это несоответствие. Соединение 2х изображений производит мозг, при склейке панорам это превращается в ужос несоединяемости кадров, и многие панорамы не могут просто физически соединены!

  Съемку интерьера без панорамной головки выполнить нереально!

  В продаже много панорамных головок разной стоимости: Manfrotto 303 PLUS – 467$, Nodal Ninja – 459$, Agnos и другие: Панорамная головка v1 или Панорамная головка v2

  Такой уровень цен способствует процветанию народного творчества по изготовлению панорамных головок. Ссылка на чертеж и изготовление - в конце статьи.

Отверстие для крепления площадки у проф. камеры находится строго на оптической оси объектива – это облегчает выполнение задачи для конструктора и исполнителя.

Настройка панорамной головки

  1. Направляем камеру вниз и определяем центральную точку – горизонтальная ось вращения должна быть в центре кадра.

  См. фото: 1. | 2. | 3. | 3.

  2. Направляем камеру на 2 удаленые точки (принцип мушки и прицельной планки на автомате АК-74. Кто служил в армии – поймет). В центре кадра они должны быть на одной линии (совмещены). Я использовал линейку и палку на расстоянии 1,5 м.

  Совмещаем 2 объекта в центре экрана, затем поворачиваем камеру лево/право – совмещение точек нарушается. Настраиваем удаление камеры от оси вращения – этим добиваемся полного совмещения точек при повороте камеры.

Избавляемся от параллакса
Превью кликабельно!

  Сейчас вращение камеры будет происходить относительно нодальной точки, которая внутри объектива. При съемке панорамы нет смысла менять объективы – как правило используется один и тот же объектив. Так что регулировку фиксируем четко и надежно.

Съемка панорамы – настройка камеры

Съемка панорамы – установка диафрагмы и автофокуса камеры

  При съемке виртуальных 3d панорам необходимо добиться максимальной глубины резко изображаемого пространства (ГРИП). Как правило съемку ведем при значении диафрагмы 8-11.
  Фокусировка делается в ручном режиме по экрану камеры при открытой диафрагме и при съемке не меняется. Автофокус выключен!

Съемка панорамы – установка ISO камеры

  На стабильной системе – снимаем на ISO 50 RAW, в режиме М.
  При съемке интерьера окно снимаем с коррекцией -3EV, чтобы потом совместив слои в Adobe Photoshop показать заоконный пейзаж, а не оставить белую дыру.

  Еще лучше снимать каждую сцену по 3 кадра с брекетингом экспозиции. Но даже в таком случае часто окно - белое пятно.

  При установке штатива ствить его так, чтобы тень от “двух его ног” накладывалась одна на другую.

  Если нет пульта дистанционного управления для фотоаппарата - на одном из кадров появится тень от фотографа. В этом случае необходимо сделать дополнительный кадр, перейдя на противоположную сторону от фотоаппарата. В последствии масками в PtGui Pro можно будет скрыть тень.

  В результате этих хитростей на панораме не будет лишних теней, или же их будет минимальное количество, которые будет легче удалить в постобработке.

Спуск затвора при съемке панорамы - без сдвига камеры

  Поскольку оборудование у нас максимально антикризисное – ожидать от него суперустойчивости не приходится. Сначала я использовал задержку затвора 15 сек., но потом вспомнил, что у меня есть радиоудлинитель – с ним гораздо быстрее и комфортнее, нежели давить кнопку на фотеге и ждать пока отпикает таймер.

  Пульт ДУ проводной Canon RS-80N3 имеет толстый провод, который на морозе дубеет и становится жестким как арматура.

Обработка RAW кадров для панорамы

  Осуществляется пакетно, описано ранее – Пакетная обработка RAW по образцу

  Небо, на верхнем ряду немного притеняем градиентом – синхрнизируем ряд, низ на нижнем ряду немного высветляем градиентом – синхронизируем ряд, окна и лампы – притеняем кистью поштучно.

  Сохраняем все в TIFF 8bit или 16bit. Если окна – белые дыры, то на темный кадр (запасное окно -3EV) накладываем светлый кадр и маской проявляем темное окно сколько необходимо. Если делать наоборот – надо больше красить маску – практически весь кадр, а краска нынче дорога – особенно черная.

Комментарии  

+1 #1 Wik 01.04.2010 13:06
Пожалуй, добавил бы два пункта:
1. При создании можно поизменять типы линз и вид проекции (плоская, цилиндрическая, шаровая) - вид панорамы при этом меняется кардинально.
2. На закладке "Create panorama" есть кнопка "Set optimum size" - я там всегда выставляю "Maximum size", чтобы потери информации исходных фоток были минимальными. А подрезать готовое изделие можно и после создания.
+1 #2 Valery 17.04.2010 07:38
Все верно, но это уже излишнее разжевывание :lol:
В принципе это как и сохранить файл на диск - интуитивно понятно. Кто дошел от съемки панорамы до ее монтажа - тут проделает без вопросов.
+3 #3 ViP 15.06.2010 04:21
Я ставлю камеру в режим непрерывной съёмки, делаю 5-7 серий по 5-7 снимков, а потом сшиваю с помощью PTGui Pro. Получается отлично. Снимал даже без штатива, сделав,естестве нно, все рекомендованные предварительные настройки. В Nikon D60 отключил В-Lighting и использовал карту памяти х66.
+3 #4 Maf 19.05.2012 10:26
Одна из лучших программ для склейки панорам, которую я использую - Autopano Giga, у меня версия v.2.09

Добавить комментарий

  Вы можете безопасно авторизоваься с помощью любимой социальной сети: