Оборудование для съемки панорамы
Для получения качественной сшивки нужна панорамная головка. Любая самая простая обеспечит +99% качества геометрии в кадре.
Если просторы России еще можно снять без панорамной головки и более-менее сшить, то городскую панораму или интерьер – нереально.
Когда я попробовал снять интерьер используя штатив без панорамной головки: cшивка панорамы убила времени больше в несколько раз, нежели было потрачено на съемку. Снимки соединялись в панораму очень коряво при огромном количестве контрольных точек и последующей ретуши – кафельная плитка расползалась во все стороны и наслаивалась так, как будто ее клал пьяный гастарбайтер.
После того, как я разработал и изготовил панорамную головку «Nodal Beer 360 Precision» творчество при сшивке панорам прекратилось – они соединяются автоматически с максимальной точностью.
В моей панорамной головке нодальная точка не регулируется (ввиду отсутствия маркетинга), т.к. рассчитана под конкретный объектив, которым я снимаю панорамы. Приведение панорамной головки в боевое состояние занимает 15 сек., а весит она вместе с ротатором всего 450 гр.!
Творчество и пляска с контрольными точками остались только на аэропанорамах, которые при съемке в ветер сравнимы с плохой ручной съемкой.
Минимальный набор оборудования для съемки панорамы
- Штатив с площадкой Arca-Swiss
- Ротатор
- Панорамная головка
- Фотоаппарат с широкоугольным объективом
- Пульт дистанционного управления (проводной)
Устойчивый штатив с площадкой Arca-Swiss
Имеющийся в хозяйстве штатив SLIK Pro 330DX с эксклюзивной площадкой непонятной конфигурации, на которую оказалось нереально крепить современное оборудоваие, имеющее самую распространенную проф. систему Arca-Swiss
Поскольку в хозяйстве штативов много не бывает, был заказан со скидкой устойчивый Benro TAD18AIB1, дабы снизить шевеленку при съемке на улице от колебаний камеры на панорамной головке.
Панорамный ротатор + уровень горизонта
Ротатор необходим для кругового вращения панорамной головки в горизонтальной плоскости на определенный угол (зависит от объектива).
Ротатор позволяет упростить и ускорить процесс съемки панорамы – уменьшается фактор изменения окружающего пространства: движение облаков, перемещение людей, машин и т.п..
Панорамный вращатель ставится на площадку штатива через Arca-Swiss.
Внизу видна градуированная шкала с градусами. Снимая вертикально объективом ZENITAR 2,8/16 угол поворота составляет 45°, т.е. 8 кадров на полный оборот.
Если использовать циркулярный фишай Canon EF 8-15mm f/4L Fisheye USM потребуется только 4 кадра! Используя МС Пеленг 3,5/8 – я делал 6 кадров с запасом. МС Пеленг 3,5/8 – продаю!
По этой причине я не вижу смысла в дорогой панорамной головке с настройкой фиксированного угла поворота для разных объективов – углы поворота элементарно укладываются в головном мозге даже после пива:
0–90–180–270
Итоговый файл панорамы получается 7624 Х 3812 pix., а после обрезки 7624 х 3440 pix., что составляет 26 мегапикселей. Такого размера панорамы более чем достаточно для печати, и тем более для сайта.
Смотреть – Панорама 360° электички Ласточка
На кропе количество кадров удвоится, а если снимать портретником – удесятерится, пропорционально увеличится сложность сборки панорамы и ее размер.
Меньше кадров => меньше стыков = проще сборка панорамы
Во время съемки квадрокоптер колышет ветром, поэтому качественная сшивка аэропанорамы из 26 кадров это определенно мастерство и большие трудозатраты, особенно если съемка была в городе на небольшой высоте. Бывает так, что некоторые кадры не удается соединить без дефекта даже при всем желании.
Что лучше для создания панорамы: RAW или JPEG
PTGui Pro может создавать панорамы как из файлов RAW так и из JPEG. Казалось бы – снял в RAW, загрузил в PTGui Pro и получил панораму без потерь качества.
PTGui Pro всеяден, но качество конвертации RAW – JPEG у программы обычное, и для получения качественной панорамы снимки необходимо предварительно конвертировать самостоятельно и вдумчиво, например в tiff используя пакетную обработку в Adobe Camera RAW. Ниже представлены 2 панорамы для сравнения.
Панорама PTGui Pro созданная из файлов RAW
Панорама PTGui Pro созданная из подготовленных файлов RAW – TIFF
Для того чтобы получить качественную панораму при больших перепадах яркости, необходимо делать съемку не просто в RAW, а RAW с брекетингом кадров.
RAW файлы соединяются в hdr.dng например с помощью HDRMerge или же ACR. Последующая коррекция осуществляется пакетно, описано тут – Пакетная обработка RAW по образцу
Снимая панораму надо учесть следующие моменты:
- Камера должна располагаться строго горизонтально, иначе при сборке панорамы линия горизонта увалится в сторону
- Установить ручные настройки экспозиции – среднее значение экспозиции снимаемого объекта, иначе получим разные по плотности кадры, которые склеить будет просто невозможно без дефектов. Лучше использовать съемку с брекетингом
- Автофокусировку необходимо отключить
- Всвязи с вытянутостью панорамы по горизонтали, для съемки делаем вертикальные кадры. Использовать необходимо широкоугольный объектив, напр. Fish Eye – меньше кадров и меньше стыков и затыков. Дисторсия исправится при сборке панорамы, так что можно снимать даже циркулярным фишаем, делая всего 4 кадра по горизонтали для сферической панорамы!
- Используем штатив + ротатор + панорамная головка. Если просто штатив, то дальше будет много плясок с бубном вокруг контрольных точек и искривление геометрии
- При съемке делаем нахлест (перекрытие) 15-25% – лучше перестараться, нежели при склейке панорамы получить дыры с отсутствующим изображением
Комментарии
1. При создании можно поизменять типы линз и вид проекции (плоская, цилиндрическая, шаровая) - вид панорамы при этом меняется кардинально.
2. На закладке "Create panorama" есть кнопка "Set optimum size" - я там всегда выставляю "Maximum size", чтобы потери информации исходных фоток были минимальными. А подрезать готовое изделие можно и после создания.
В принципе это как и сохранить файл на диск - интуитивно понятно. Кто дошел от съемки панорамы до ее монтажа - тут проделает без вопросов.
RSS лента комментариев этой записи