Последние темы на форуме:

4.010582010582 1 1 1 1 1 Рейтинг: 4.01 (189 голосов)

Оглавление:

  Такелаж — все снасти на корабле, служащие для крепления рангоута и для управления им и парусами: разделяется на стоячий и бегучий. Первый служит для поддержки и укрепления рангоута, второй — для уборки к постановки парусов, подъема и спуска частей рангоута грузов и сигналов.

  Талреп винтовой — приспособление для обтягивания стоячего такелажа, штуртроса, лееров и т. п.

  Toп — верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги, флагштока.

  Топенант — снасть бегучего такелажа, прикрепленная к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости. Топенантом также называется снасть, поддерживающая нок грузовой стрелы, гика, гафеля.

  Травить — выпускать, ослаблять трос или снасть.

  Трап — так называют на кораблях все лестницы, где бы они ни находились и какой бы они ни были конструкции.

  Трап-балка — балка, имеющая вид невысокой поворотной шлюп-балки, снабженная талями. Служит для поддерживания нижней площадки забортного трапа.

  Тренд — место стыка нижних концов рогов и нижней части веретена адмиралтейского якоря.

  Тренцевание — особый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: туго растянутый и смазанный смолой трос обвивают по спуску шкимушгаром, линем или тонким тросом, носящим название “трень”, чтобы заполнить ими углубления (борозды) между прядями тренцуемого троса. После этого трень прогоняют по спуску драйком, чтобы она легла вровень и заполнила промежутки между прядями. Это делают для того, чтобы воспрепятствовать скоплению воды в углублениях.

  Тросы — общее наименование канатно-веревочных изделий. В зависимости от материала тросы бывают: стальные, растительные — из волокон трав и растений (пеньковые, манильские, сизальские. кокосовые и др.), комбинированные (из стальных проволок и растительных волокон), а также из искусственных волокон (капроновые, нейлоновые, перлоновые).

  Тяжеловес — 1. Грузовое место массой 10 т и более. 2. Грузовая стрела для подъема грузов массой более 10 т.

  Утка — точеная деревянная планка или отливка, закрепленная неподвижно и служащая для крепления тонких тросов, например флаг^фалов, фалиней.

  Утлегарь — рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта.

  Фалинь — трос, закрепленный за носовой или кормовой рым шлюпки. Фалы — снасти, служащие для подъема некоторых рангоутных деревьев (реев, гафелей, парусов (кливеров, стакселей и флагов. В зависимости от назначения получают дополнительные наименования, например, марса-фал. кливер-фал, сигнальный фал и пр.

  Фок — прямой парус, самый нижний на передней мачте (фок-мачте) корабля. Привязывается к фока-рею.

  Фок-марса-реи — горизонтальное дерево рангоута, несущее марсель.

  Фок-мачта — передняя мачта на корабле, т. с. первая, считай от носа к корме.

  Фока-рей — нижний рей на фок-мачте.

  Фордун — снасть стоячего такелажа, являющаяся креплением стеньг. Нижние концы фордувов крепятся к бортам судна, позади вант.

  Швартов — растительный или стальной трос, с помощью которого судно закрепляется у причала (швартовный трос).

  Швартовное устройство — шпили, кнехты, клюзы, киповые планки, вьюшки и пр., предназначенные для удержания судна у причала или у борта другого судна.

  Шканцы — часть верхней палубы между грот-мачтой и бизань-мачтой.

  Шкаторина — кромка паруса, обшитая ликтросом.

  Шкентель — короткий трос с коушем или блоком, служащий для подъема шлюпок или груза.

  Шкентель с мусингами — растительный трос, на котором через каждые 30--40 сантиметров сделаны кнопы. Служит для лазания вместо трапов, например, в шлюпку, стоящую под выстрелом.

  Шкентросы — короткие веревки, которые одним из своих концов крепятся за люверсы у малых сторон подвесной койки, а другим соединяются у колец, имеющих штерты.

  Шкив — колосо, сделанное из металла или бакаута, насаженное на ось и имеющее по наружной цилиндрической поверхности желоб (кип) для троса.

  Шкимугогар — однопрядный линь, свитый из бородочной пеньки. Обычно свивается из двух или трех каболок.

  Шкот — снасть, закрепленная за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также называют снасти, закрепленные за верхние углы аварийного пластыря.

  Шпиль — большой ворот с вертикальной осью, служащий для подъема якоря и выбирания швартовных концов.

  Штаги — снасти стоячего такелажа, поддерживающие в диаметральной плоскости вертикальные рангоутные деревья — мачты, стеньги и пр.

  Штерт — короткий тонкий трос или линь, применяемый для каких-либо вспомогательных целей.

  Штормтрап — веревочная лестница с деревянными ступеньками, опущенная по наружному борту или подвешенная к выстрелу и служащая для подъема на корабль.

  Шхеры — прибрежная полоса моря или озера с большим числом островов, проливов, банок, скал и камней.

  Юферс — круглый деревянный блок без шкива с тремя сквозными дырами. На старинных парусных кораблях юферсы ввязывались в нижние концы вант.

 

Комментарии  

+8 #1 Lavanda 05.06.2012 09:51
Хм, а "бравшись" - это, видимо ласковая замена слову "брашпиль"?

Явно ошибочно слиты в одну статью разъяснения к терминам "балясина" и "банка" - откорректироват ь бы!

К автору: уважаемый Valery, идея составить такой словарь - замечательная! Но исполнение её изобилует ошибками (описками, опечатками, недочётами, недосмотрами и т.п.) - оч.досадно!! Могу предложить для помощи свои познания в рус.языке (д-р филологии с авг.1994).
+4 #2 Lavanda 05.06.2012 09:53
И что есть такое "породней мачты" (в статье "бушприт")?
0 #3 Lavanda 05.06.2012 10:14
К автору: уважаемый Valery, идея составить такой словарь - замечательная! Но исполнение её изобилует ошибками (описками, опечатками, недочётами, недосмотрами и т.п.) - оч.досадно!! Могу предложить для помощи свои познания в рус.языке (д-р филологии с авг.1994).
+5 #4 Valery 05.06.2012 11:07
Не, ну указывайте на ошибки - будет исправлено. ;-)
+10 #5 Lavanda 05.06.2012 21:28
"Замучаюсь" указывать: их не одна сотня здесь, к сожалению. Эффективнее было бы работать с целым текстовым файлом.
+6 #6 bool 17.01.2013 15:01
Мне помог в учёбе этот сайт!) :D
+12 #7 bool 17.01.2013 15:03
Спасибо сайту!! :lol:
+1 #8 oldmaster 10.01.2022 13:27
На флоте с 1977 года... Узнал очень много нового....

Добавить комментарий

  Вы можете безопасно авторизоваься с помощью любимой социальной сети:

     

Коммент без ссылок, символов, кодов и прочей ереси!