Последние темы на форуме:

4.0288461538462 1 1 1 1 1 Рейтинг: 4.03 (208 голосов)

Крыльчатка системы охлаждения  Правильно работающая система охлаждения – важнейшее условие длительной и бесперебойной работы подвесного двигателя. Если Вам показалось,что возникла проблема с охлаждением двигателя (например отсутствует контрольная струя воды) - необходимо немедленно остановить мотор для выяснения причины.

  Часто проблема возникает либо в связи с износом или повреждением крыльчатки водяной помпы, или засорением каналов охлаждения.

Крыльчатка системы охлаждения - снятие

  Продавцы крыльчаток охлаждения утверждают, что замену крыльчатки следует производить каждый раз, когда снимается редуктор. Никогда не допускайте повторного использования изношенной крыльчатки!

  Продавцы редукторов утверждают, что редуктор меняется каждый раз, когда....

  В свободной стране каждый решает для себя самостоятельно как часто менять крыльчатку системы охлаждения и редуктор, руководствуясь нижеизложенным описанием и понимая принцип работы системы охлаждения на лодочном моторе.

  При отсутствии воды в контрольке не спешите паниковать и снимать редуктор для замены крыльчатки – попробуйте прочистить контрольку проволочкой. Все же контролька прежде всего для контроля работы системы охлаждения, и отсутствие воды в ней ни как не влияет на работу системы охлаждения.
  За счет меньшего диаметра отверстия контролька часто забивается забортным мусором.

Схема устройства охлаждения лодочного мотора

Система охлаждения подвесного мотора  Система охлаждения подвесного лодочного мотора как правило - проточная водяная. Состоит из заборника, насоса и трубопроводов (см схему-рисунок).

  В одноцилиндровых моторах охлаждающая вода может подаваться из-за борта напором потока, который отбрасывается гребным винтом и улавливается специальным водозаборным носком, имеющимся на корпусе редуктора.

  В моторах большей мощности охлаждающая вода подается насосом, в качестве которого используют преимущественно помпу коловратного типа. Посредством шпонки она устанавливается на вертикальном вале.

  Отсутствие охлаждения у лодочного мотора сразу обнаружить удается далеко не всегда.
  Первым признаком перегрева двигателя будет постепенное уменьшение числа оборотов. При прекращении подачи воды в систему верхний цилиндр, имеющий более высокую начальную температуру, перегревается быстрее и оказывается более поврежденным.

  У моторов, остановленных на этой стадии перегрева двигателя, не обнаруживается ни задиров в цилиндрах, ни заклинивания поршней.

  На самом деле все устроено гораздо сложнее и технологичнее, нежели на показанной выше условной схеме. Для того, чтобы убедиться в этом достаточно посмотреть на схему охлаждения лодочного мотора Mercury F30/F60

Работа помпы охлаждения лодочнго мотора

Работа крыльчатки охлаждения лодочного мотора

  Коловратная помпа [1] состоит из корпуса и резиновой крыльчатки.

  При работе мотора вода, засасываемая из-за борта помпой [1], нагнетается по трубке [2] к крышке картера, проходит по каналам в водяную рубашку цилиндров, в полости глушителя и выходит наружу.

  Для контроля работы системы охлаждения, предусмотрено отверстие [3], в народе именуемое как "контролька", через которое при работе двигателя должна вытекать вода.

  (В импортном моторе она бьет аккуратненькой струйкой практически сразу, после того, как мотор начал работать).

  Для автоматической регулировки подачи охлаждающей воды на моторе установлен термостат [4], который поддерживает оптимальный температурный режим работы двигателя, что существенно увеличивает его моторесурс.

Термостат на лодочном моторе

Термостат охлаждения лодочного мотора  Т.к. термостат работает в грязной забортной воде, то довольно часто он начинает заедать - не полностью открывается или не закрывается. Температура открытия термостата около 85°.
  Работоспособность термостата легко проверить опустив его в горячую воду - клапан должен открыться около 10мм.

  Неправильная работа системы охлаждения лодочного мотора не обязательно связана с перегревом, так же это может быть избыточное охлаждение в случае заедания термостата в открытом положении.

  В качестве примера показан термостат с лодочного мотора Yamaha F115.

Корпус помпы системы охлаждения

Корпус помпы охладжения лодочного мотора
  От себя могу добавить, что на Вихре корпус помпы сделан из силумина с запрессованой вставкой из нержавейки. Силумин окисляется - нержавейку ведет, крыльчатка снашивается и трандец...
  Буржуи корпус помпы у лодочного мотора делают все проще и надежнее - рабочий цилиндр помпы - вставка из более толстой нержавеющей стали, а корпус пластмассовый. В результате ничего не окисляется, и ничего не ведет от коррозии. Все работает годами, и практически не требует обслуживания.

  Единственное, что рекомендуется - так это промывать систему охлаждения, если мотор эксплуатировался в соленой воде.

  При ходе по мелководью, следует приподнять мотор, заборная решетка системы охлаждения на импортных моторах находится в воде практически в любом случае, пока катер имеет ход.

  Не надо пытаться сойти с песчаной мели своим ходом, особенно задним - в этом случае возможно засасывание песка в систему озлаждения и залегание его в крыльчатке.

  Ни в коем случае не заводить мотор без воды и тем более не газовать!!! В этом случае возможно полное разрушение резиновой крыльчатки.

Схема разборки водяной помпы лодочного мотора

  В качестве примера показано устройство водяной помпы подвесного лодочного мотора Mercury 30-40Hp.

Схема сборки помпы охлаждения

Состояние крыльчатки охлаждения после работы без воды

60 сек 1500об./мин.
90 сек 1500об./мин.
30 сек 2000об./мин.
60 сек 1500об./мин.

90 сек 1500об./мин.

30 сек 2000об./мин.

Запуск лодочного мотора на суше

  Как говорилось ранее - не заводите лодочный мотор без воды!

  Доставить воду к лодочному мотору, который находится на суше можно разными способами:

  Для подвесных двигателей малой мощности можно использовать бочку, для большой и средней мощности - можно использовать спецсумку, либо обычную пластиковую авоську, в которую подается вода.

  Тут главное - не забыть включить нейтраль и на всякий случай снять винт. Обороты двигателя не более 1000-1100 об/мин.

  Самый распространенный способ подачи воды к двигателю "наушники".

  К ним подключается садовый шланг с водой. Т.к. выхлоп работающего двигателя будет через открытую ступицу - будет достаточно громко.

Фотографии водяной помпы лодочного мотора

Корпус помпы и крыльчатка мотора Yamaha-115 Корпус помпы мотора Вихрь, крыльчатка - Yamaha-115 Разрушившаяся крыльчатка охлаждения
Корпус помпы и крыльчатка мотора Yamaha-115 Корпус помпы мотора Вихрь, крыльчатка - Yamaha-115 Разрушившаяся крыльчатка
лодочного мотора

охлаждение, крыльчатка, термостат, перегрев, помпа

 

Комментарии  

+1 #21 vcmma 26.04.2021 08:36
Сам и отвечу...мне кажется самое логичное и правильно объяснение тому, что термостат на Хонда 30D холодней, чем на А. Предположили и разжевали на Моторке, а я проверил. Посмотрел сервис мануал А и Д (как смог eng) действительно ход поршня одинаков 63 мм, а диаметр 61 мм против 58 мм у А...не нашёл размеров БЦ, но если одинаковы (похоже на то), то видимо мотор стал действительно погорячей, быстрей греется (инертность) и было бы логично раньше открывать термостат. Кстати не совсем разобрался с мануалом, но какая то трубка охлаждения у D больше в диаметре, чем у А (см. Фото) Не понял где это, но water hose joint перевод как -соединение водяного шланга. Зы: думаю нужно ставить ТС на Д с темп 60 градусов.

Кроме того, в А стоит жиклер #110 (не знаю конкретно, что это значит), т.е. смесь богаче, а на Д жиклер #105...имхо, это то же - повышение температуры.

Добавить комментарий

  Вы можете безопасно авторизоваься с помощью любимой социальной сети:

     

Коммент без ссылок, символов, кодов и прочей ереси!