Немного о себе. Я не истинный водномоторник, но надувнушка с 2,5 сильным мотором порыбачить есть.
По работе мне приходится сталкиваться с самыми разными механизмами, разбираться с их устройством и взаимодействием узлов и деталей - выявлять неисправности и их причины.
«Эпопея» с тридцатисильным мотором SEA PRO 30 началась в ноябре, когда мой товарищ обратился за помощью, но всё по порядку...
Мотор им был куплен в начале мая и проработал за сезон 12-15 часов. При консервации мотора на зиму был замечен радиальный люфт 2-2.5 мм на конце вала винта.
Мотор отвезли в гарантийный сервис. К сожалению, владелец не настоял на ревизии в его присутствии, что предусмотрено правилами обслуживания (Глава II пункт 5 Закон О защите прав потребителей).
Мотор находился в мастерской две недели и вердикт предсказуем – всё так и должно быть.
Даже дали письменный ответ, что допускается люфт 2,5 мм.
Не доверяя сервис-центру Sea Pro не поленились обзвонить два десятка ремонтных мастерских. Ответы были совершенно разные:
- немедленно везите к нам!
- если в редукторе нет воды, то можно эксплуатировать...
- а что Вы хотите, это же китаец...
Поэтому пришлось разбираться самостоятельно...
Поскольку документация на лодочный мотор SEA PRO оказалась недоступна, я опирался на чертежи двигателя YAMAHA 30T (SEA PRO - его китайский клон).
Такую же конструкцию редукторов имеют многие двигатели средней мощности (15-50л.с) и надеюсь их владельцам будет не лишним знать о их конструкции.
И в дальнейшем буду использовать обозначения на этом чертеже.
Вал 60 имеет две точки опоры, на игольчатый подшипник 52 и шестерню 42. Подшипник 52 опирается на корпус. Шестерня 42 через конический подшипник тоже опирается на корпус. С шестернёй 45 вал в радиальном направлении не взаимодействует.
Местами возникновения люфта могут быть два места:
– вал 60 / подшипник 52
– вал 60/ шестерня 42
Или в «разбитых» посадочных местах подшипников 52 и 43 (что маловероятно).
При всех положениях переключателя вперёд- нейтраль- назад вал поджат пружиной 56 через шайбу 46 к шестерне 45. Подшипник 43 не нагружен и в нем возможен люфт.
При проверке и измерении радиального люфта вала следует надавить на него в осевом направлении с усилием 30-80Н (3-8кг). Радиальное усилие на вал должно быть больше, т.к. нужно преодолеть упругое сопротивление сальников 50-100Н (5-10кг).
Измерения я делал индикатором часового типа, закрепив его на корпусе редуктора через кронштейн струбциной. Точка измерения – гайка, навинченная на вал.
Выявить, где же люфт, достаточно просто – сделать несколько измерений уменьшая осевое усилие. Если будет скачёк люфта в сторону увеличения, то люфт и в подшипнике, и в шестерне.
О допустимых люфтах редуктора лодочного мотора
Игольчатые подшипники, диаметрами 20-36мм имеют допуск по внутреннему диаметру от 0-0,020 до 0- 0,033мм по ГОСТУ 4857-82 ( международный стандарт DIN более жёсткий, чем выше класс – тем меньше допуск.
Требования к валам для игольчатых подшипников без внутреннего кольца (по тем же стандартам):
- допуск по диаметру h5, для валов диаметром 18-30мм минус 0-0.009мм.
- шероховатость Ra менее 0,32 мкм (девятый и выше - матовое зеркало)
- твердость поверхности качения 62 НRС (твёрдость напильника 55-58)
Подшипник скольжения шестерни переднего хода.
Допуск по внутреннему диаметру отверстия по F7 плюс 0,016- 0.035 мм
Требования к валу:
– допуск по диаметру по h6, для валов от 10 до 18мм минус 0- 0.015мм
– шероховатость Ra 0.35- 0.025мкм
– твёрдость 50-60 HRC.
Таким образом, если просуммировать все возможные люфты и учесть вынос точки измерения едва набегает 0.1мм.
В практике применяется правило: если люфты превысили в три раза начальные конструкционные - требуется ремонт.
Поле того, как все наши выкладки (в письменной форме) были переданы в сервисный центр и в случае отказа ремонта, мы обратимся в Центр технической экспертизы ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», нам все же заменили редуктор.
Дефект был прост – вал имел малую твёрдость. Игольчатый подшипник прокатал «дорожку». Износа конца вала в шестерне переднего хода не было. Так как при движении вперёд вал и шестерня вращаются вместе. Следует особо обратить внимание на то, что редукторы данной конструкции не допускают длительной работы на обратном вращении. Это исключает их использование в двухдвигательном варианте судна, когда стоят винты левого и правого вращения.
Осевой люфт вала ни как не регулируется, что (имхо) «ни есть хорошо». При люфте, на нейтрали или назад, подшипник 43 не поджат и удерживается только ведущей шестерней 42.
Устранить люфт или зажим можно подбором шайбы 46, хотя это не предусмотрено производителем.
Удачи на воде!
Cергей Cергеев
Комментарии
и насколько мне известно данный мотор копия Сельвы .
RSS лента комментариев этой записи