Последние темы на форуме:

4 1 1 1 1 1 Рейтинг: 4.00 (173 голосов)

  Немного о себе. Я не истинный водномоторник, но надувнушка с 2,5 сильным мотором порыбачить есть.
  По работе мне приходится сталкиваться с самыми разными механизмами, разбираться с их устройством и взаимодействием узлов и деталей - выявлять неисправности и их причины.

  «Эпопея» с тридцатисильным мотором SEA PRO 30 началась в ноябре, когда мой товарищ обратился за помощью, но всё по порядку...
  Мотор им был куплен в начале мая и проработал за сезон 12-15 часов. При консервации мотора на зиму был замечен радиальный люфт 2-2.5 мм на конце вала винта.

  Мотор отвезли в гарантийный сервис. К сожалению, владелец не настоял на ревизии в его присутствии, что предусмотрено правилами обслуживания (Глава II пункт 5 Закон О защите прав потребителей).

  Мотор находился в мастерской две недели и вердикт предсказуем – всё так и должно быть.
  Даже дали письменный ответ, что допускается люфт 2,5 мм. Не доверяя сервис-центру Sea Pro не поленились обзвонить два десятка ремонтных мастерских. Ответы были совершенно разные:
  - немедленно везите к нам!
  - если в редукторе нет воды, то можно эксплуатировать...
  - а что Вы хотите, это же китаец...

  Поэтому пришлось разбираться самостоятельно...

  Поскольку документация на лодочный мотор SEA PRO оказалась недоступна, я опирался на чертежи двигателя YAMAHA 30T (SEA PRO - его китайский клон).
  Такую же конструкцию редукторов имеют многие двигатели средней мощности (15-50л.с) и надеюсь их владельцам будет не лишним знать о их конструкции.

sea pro 30

  И в дальнейшем буду использовать обозначения на этом чертеже.
  Вал 60 имеет две точки опоры, на игольчатый подшипник 52 и шестерню 42. Подшипник 52 опирается на корпус. Шестерня 42 через конический подшипник тоже опирается на корпус. С шестернёй 45 вал в радиальном направлении не взаимодействует.

  Местами возникновения люфта могут быть два места:
  – вал 60 / подшипник 52
  – вал 60/ шестерня 42
  Или в «разбитых» посадочных местах подшипников 52 и 43 (что маловероятно).

  При всех положениях переключателя вперёд- нейтраль- назад вал поджат пружиной 56 через шайбу 46 к шестерне 45. Подшипник 43 не нагружен и в нем возможен люфт.

  При проверке и измерении радиального люфта вала следует надавить на него в осевом направлении с усилием 30-80Н (3-8кг). Радиальное усилие на вал должно быть больше, т.к. нужно преодолеть упругое сопротивление сальников 50-100Н (5-10кг).

  Измерения я делал индикатором часового типа, закрепив его на корпусе редуктора через кронштейн струбциной. Точка измерения – гайка, навинченная на вал.

  Выявить, где же люфт, достаточно просто – сделать несколько измерений уменьшая осевое усилие. Если будет скачёк люфта в сторону увеличения, то люфт и в подшипнике, и в шестерне.

О допустимых люфтах редуктора лодочного мотора

  Игольчатые подшипники, диаметрами 20-36мм имеют допуск по внутреннему диаметру от 0-0,020 до 0- 0,033мм по ГОСТУ 4857-82 ( международный стандарт DIN более жёсткий, чем выше класс – тем меньше допуск.
  Требования к валам для игольчатых подшипников без внутреннего кольца (по тем же стандартам): - допуск по диаметру h5, для валов диаметром 18-30мм минус 0-0.009мм. - шероховатость Ra менее 0,32 мкм (девятый и выше - матовое зеркало) - твердость поверхности качения 62 НRС (твёрдость напильника 55-58) Подшипник скольжения шестерни переднего хода.

  Допуск по внутреннему диаметру отверстия по F7 плюс 0,016- 0.035 мм
  Требования к валу:
  – допуск по диаметру по h6, для валов от 10 до 18мм минус 0- 0.015мм
  – шероховатость Ra 0.35- 0.025мкм
  – твёрдость 50-60 HRC.

  Таким образом, если просуммировать все возможные люфты и учесть вынос точки измерения едва набегает 0.1мм.

  В практике применяется правило: если люфты превысили в три раза начальные конструкционные - требуется ремонт.

  Поле того, как все наши выкладки (в письменной форме) были переданы в сервисный центр и в случае отказа ремонта, мы обратимся в Центр технической экспертизы ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», нам все же заменили редуктор.

  Дефект был прост – вал имел малую твёрдость. Игольчатый подшипник прокатал «дорожку». Износа конца вала в шестерне переднего хода не было. Так как при движении вперёд вал и шестерня вращаются вместе. Следует особо обратить внимание на то, что редукторы данной конструкции не допускают длительной работы на обратном вращении. Это исключает их использование в двухдвигательном варианте судна, когда стоят винты левого и правого вращения.

  Осевой люфт вала ни как не регулируется, что (имхо) «ни есть хорошо». При люфте, на нейтрали или назад, подшипник 43 не поджат и удерживается только ведущей шестерней 42.
  Устранить люфт или зажим можно подбором шайбы 46, хотя это не предусмотрено производителем.

  Удачи на воде!

Cергей Cергеев

 

Комментарии  

0 #1 OLEGNIK 16.06.2015 09:03
Сергей , если не трудно и если знаешь названия деталей по нумерации -будь добр напиши мне. прихиться сейчас разбирать редуктор и чтоб знать что заказывать. как называется деталь

и насколько мне известно данный мотор копия Сельвы .
0 #2 мастер 16.06.2015 12:05
По мимо лювта вала(после стуков в редукторе )разбивет втулки в шестерёнках их тоже нужно менять(я вытачивал из паспортной бронзы,родные фальга),подшибн ик стоит китайский больше года не ходит,вал сыромятина .Вобщем СЕА-ПРО надо дородатывать самому и жилательно без запасного мотора далеко не ездить,что бы не сломать вёсла)))) :lol:
+2 #3 OLEGNIK 16.06.2015 15:06
Мастеру- полная хрень что пишешь про эти моторы. Без обид. ухожу и за 15 км от берега и даж не волнуюсь ,как буду возвращаться . как танк надежны - когда все в норме.и больше никому не говори про запаску . :lol:
-2 #4 владимир 07.12.2015 11:57
помогителшую востановить редуктор взял большую шестерню куда и сколько ставить прокладок 8) :oops:

Добавить комментарий

  Вы можете безопасно авторизоваься с помощью любимой социальной сети:

     

Коммент без ссылок, символов, кодов и прочей ереси!