Морские, рыбацкие и прочие узлы - описание и способы вязки Информационный раздел – навигация, связь, законодательство Все основные морские и рыбацкие узлы - способы и схемы вязки м применение. узел, морской, вязать, схема, яхта, катер
3.1666666666667 1 1 1 1 1 Рейтинг: 3.17 (6 голосов)

Оглавление:

Морские узлы

  Технический прогресс на флоте свел к минимуму потребность во всевозможных узлах, но тем не менее морской узел жив.

  Именно в надежности и легкости развязывания (отдачи) и состоит главное достоинство морского узла. Но следует, помнить, что каждый узел хорош лишь на «своем месте»: поэтому надо не только научиться вязать основные узлы, но и разобраться — когда и где их следует применять!

  Плавание на любом катере или лодке начинается с узла на швартовом конце. Любому водкомоторнику приходится завязывать страховочный трос на моторе, вставать на якорь, принимать буксирный конец, привязывать кранцы или пиво для опускания его за борт - чтобы оно охладилось.

  При вязании узлов действуют так называемыми ходовыми концами тросов. Те концы, вокруг которых обносятся ходовые концы, называют коренными.

Незатягивающиеся:

Простой полуштык

Простой полуштык

  Простой полуштык - является самым простым из незатягивающихся узлов и находит широкое применение в морском деле. Простой полуштык служит завершающим элементом многих узлов. Ходовой конец троса обнесится вокруг предмета, к которому надо привязать трос, потом вокруг коренного конца троса и пропускается в образовавшуюся петлю.

  После этого ходовой конец троса крепится схваткой к коренному концу. Завязанный таким образом узел надежно выдерживает сильную тягу. Он может передвинуться к предмету, но никогда не затянется.

  Простой полуштык применяется для соединения двух тросов "чужими" и "своими" концами.

Простой штык

Простой штык

  Простой штык - два одинаковых полуштыка составляют узел, который моряки называют простым штыком.

  На рисунке показан широко применяемый в морском деле незатягивающийся узел - один из самых простых и надежных узлов для крепления швартовов за причальные кнехты, битенги, пушки и палы.

  Чтобы отличить правильно завязанный штык от неправильного штыка, две петли узла нужно сблизить. Если при этом получится выбленочный узел, то, значит, простой штык был завязан правильно. У такого штыка его ходовой конец как после первой, так и после второй калышек должен выходить одинаково над или под своим концом. У перевернутого, т. е. неправильно завязанного простого штыка (рис. б), ходовой конец после второй калышки идет в противоположную сторону, не так, как после первой. При сближении двух петель перевернутого завязанного штыка вместо выбленочного получается коровий узел. Если полуштыки простого штыка сделаны в разные стороны, то при натяжении троса они будут сходиться вместе, и узел будет затягиваться. Основное применение простого штыка на флоте - это закрепление швартовных концов за причальные приспособления, крепление лопарей оттяжек грузовых стрел за обухи и рымы, крепление грузового шкентеля к поднимаемому грузу.

  Максимальное число полуштыков в подобном узле при любых обстоятельствах не должно превышать трех, так как этого вполне достаточно и прочность узла в целом при большем числе полуштыков не повысится.

  Моряки нередко применяют два простых штыка для временного соединения двух швартовов, кабельтовых и перлиней.

  На берегу этот узел можно применять во всех случаях, когда трос необходимо временно прикрепить к какому-нибудь предмету для сильной тяги, например за крюк при буксировке автомобиля.

Коечный штык

Коечный штык

  Коечный штык - на протяжении многих столетий постелью для матросов на кораблях служила парусиновая подвесная койка в виде гамака с тонким матрацем из крошеной пробки. Завязывание узла для подвешивания койки - дело серьезное. Здесь нужно применить такой узел, который бы не затягивался, легко развязывался и надежно держал.

  Самое главное, чтобы он не развязался сам под действием непрерывной качки корабля. Матросы пользовались для подвешивания своих коек различными узлами, но наиболее надежным считался коечный штык.

Простой штык с двумя шлагами

Простой штык с двумя шлагамиПростой штык с двумя шлагамиПростой штык с двумя шлагами

  Простой штык с двумя шлагами - фактически это тоже разновидность простого штыка. Отличие от предыдущего узла - дополнительный, третий шлаг.

  Он увеличивает прочность узла, если трос испытывает постоянное трение о кнехт или битенг.

  Крепление троса к гаку с применением этого узла - весьма надежный способ.



Штык с обносом

Штык с обносом

  Штык с обносом - если у простого штыка с двумя шлагами последние проходят сбоку от точки крепления коренного конца, то у этого узла они размещены по одному с каждой стороны. Это придает узлу большую симметрию, узел в случае изменения направления тяги меньше перемещается вдоль предмета, за который он завязан.

  Чтобы завязать штык с обносом, сначала нужно ходовым концом сделать один шлаг вокруг предмета, обнести его сзади коренного конца и еще раз сделать шлаг, но в другую сторону. После этого следует один или два полуштыка.

Рыбацкий штык

Рыбацкий штыкРыбацкий штык

  Рыбацкий штык - один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле - это привязывание якорного каната к якорю.

  За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели не могли придумать более надежного узла, чем рыбацкий штык. Проверенный многовековым опытом морской практики, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для прикрепления каната к рыму или к скобе якоря.

  Рыбацкий штык (или якорный узел) в какой-то степени схож с простым штыком со шлагом. Отличается от него тем, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, обхватывающего предмет.

  Применяя этот узел для якоря, всегда необходимо прихватывать ходовой конец схваткой к коренному - в этом случае, даже при очень сильной тяге, рыбацкий штык не затягивается и надежно держит.

  Применение: Рыбацким штыком завязывают дректовы за скобы якорей, концы троса при накладывании предохранительных сеток на грузовые люки. Рыбацкий штык применяют во всех случаях, когда требуется закрепить трос надежным и легко развязываемым узлом.

Обратный штык

Рыбацкий штык

  Обратный штык - при швартовке судов к пристаням и причалам нередко возникает ситуация, когда ходовой конец троса обнести вокруг пала или бревна очень трудно. Иной раз приходится буквально подлезать под причал, чтобы с носа шлюпки или катера продеть конец за бревно или рым. Применяя обратный штык, можно обнести трос вокруг нужного предмета один раз и при этом завязать узел с двумя шлагами вокруг предмета, к которому крепите швартов. Для этого ходовой конец троса нужно сложить на длине 2-3 метра вдвое и, петлей вперед пропустить его вокруг предмета, потянуть петлю на себя. Теперь ходовой конец троса нужно продеть в эту петлю, а за коренной конец выбрать слабину и закончить узел двумя полуштыками.

  Обратный штык удобен для применения в тех случаях, когда доступ к предмету, к которому хотят прикрепить трос, затруднен или неудобен для вязки узла, например к буксирному крюку, у некоторых марок автомобилей

Мачтовый штык

Рыбацкий штык

  Мачтовый штык - оригинальная комбинация двух хороших узлов дает надежный и простой узел.

  Сначала вокруг предмета, к которому крепят трос, завязывают выбленочный узел и на коренном конце троса делают обычный штык, который, как известно, тоже представляет собой видоизмененный выбленочный узел.

  Чтобы мачтовый штык не получился затягивающимся, первый узел до конца не затягивают.

Буксирный узел

Буксирный узел

  Буксирный узел - узел используют для крепления троса на буксирном гаке или на битенге.

  Им можно задерживать или стравливать буксирный конец.

  Благодаря последовательному наложению на битенг нескольких шлагов троса буксирный конец можно травить с битенга, а при ослаблении натяжения буксира выбирать его снова в виде петель, накидываемых сверху на битенг.


Портовый узел

Портовый узел

  Портовый узел - задержать швартовный синтетический конец на парном кнехте - дело нехитрое, а как быть, если вместо парного кнехта в вашем распоряжении одинарный кнехт (или битенг), а на конце швартова нет огона?

  Для этой цели в морской практике есть несколько оригинальных узлов. Объясним принцип одного из них, который можно отнести к числу незатягивающихся узлов.

  Сначала вокруг одинарного кнехта нужно сделать несколько шлагов ходовым концом швартовного троса. После этого сложить ходовой конец вдвое и в таком виде, петлей, пропустить его под натянутую коренную часть троса, повернуть петлю на 360 градусов и накинуть сверху на кнехт.

  Этот узел не скользит и надежно держит. Трос можно в любую минуту отдать, если даже швартов находится под сильным натяжением. Для этого нужно немного выбрать проходящий под коренным концом ходовой конец и увеличить петлю, после чего ее нетрудно будет скинуть с кнехта.

Добавить комментарий

  Вы можете безопасно авторизоваься с помощью любимой социальной сети:

         


Защитный код
Обновить