Последние темы на форуме:

4.010582010582 1 1 1 1 1 Рейтинг: 4.01 (189 голосов)

Оглавление:

  Адмиралтейство Британское (Британское адмиралтейство) — высший орган управления и командования военно-морскими силами Великобритании.

  Адмиралтейский якорь — якорь с двумя неподвижными рогами, имеющими на своих рогах треугольные лапы, и штоком, укрепленным на верхней части веретена в плоскости, перпендикулярной плоскости рогов. Название "адмиралтейский якорь" появилось в 1852 году после больших натурных испытаний якорей различных конструкций, проведенных Британским адмиралтейством.

  Аксиометр — устройство, показывающее угол отклонения пера руля или оси гребного винта относительно ДП.

  Арнесона привод (Arneson drive) — трансмиссия с горизонтальным валом, пересекающим транец. Вал имеет специальный шарнир равных угловых скоростей, расположенный за транцем. Этот шарнир позволяет отклонять ось вращения винта в двух плоскостях, осуществляя управление судном и регулирование наклона оси вращения относительно поверхности воды. Отклонение осуществляется гидравлическими механизмами. Используется для высокоскоростных судов, обычно в парном варианте с противоположным вращением винтов.

  Ахтерпик — крайний кормовой отсек судна.

  Ахтерштевень — элемент набора судна; открытая или замкнутая рама в кормовой оконечности, являющаяся продолжением киля. Через А. проходят баллер руля и гребной вал.

  Бакен — плавучий знак на якоре для обозначения навигационных опасностей, ограждения фарватера реки (судового хода), указания точек поворота.

  Бакштаги — снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков рангоутные деревья, боканцы. шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр.

  Бакштов — трос, выпускаемый за корму стоящего на якоре судна, за который крепятся судовые катера и шлюпки.

  Балансирный руль — руль, у которого часть плоскости пера (примерно 20-30 процентов всей площади) расположена впереди оси вращения руля. При перекладке такого руля встречные потоки воды своим давлением на балансирную часть содействуют отклонению руля, что позволяет уменьшить мощность рулевой машины.

  Баллер — вертикальный вал, жестко соединенный в нижней части с пером руля (или поворотной насадкой), а в верхней части с румпелем.

  Балясина — точеный реек, служащий ступенькой у штормтрапа-Банка — доска, служащая поперечным креплением набора шлюпки и сиденьем для гребцов.

  Баржа — несамоходное грузовое судно.

  Барабан шпиля — вращающаяся часть шпиля. служащая для выбирания якорной цепи или швартовного троса.

  Батоксы — линии на теоретическом чертеже судна, изображающие следы пересечения наружной поверхности корпуса рядом плоскостей, параллельных его диаметральной плоскости. Б. дают возможность объемно представить форму корпуса и предварительно определить некоторые свойства будущего судна.

  Батопорт — подвижная стенка сухого дока. Батопорт подводится к входу дока, плотно прилегает к его стенкам и по мере откачивания воды из дока, прижимается давлением наружной воды.

  Бензель — перевязка двух тросов тонким тросом или линем. Если она делается толстым тросом, то называется найтовом.

  Береговые знаки — средства навигационного оборудования и знаки судоходной обстановки реки, устанавливаемые на берегу для ориентирования судоводителей.

  Беседка — деревянная доска, подвешенная на гордене и служащая сиденьем при подъеме людей на мачты, трубы и пр., а также при спуске за борт.

  Бимс — элемент набора корпуса судна; поперечная металлическая или деревянная балка, связывающая бортовые ветви шпангоута. Служит отнованием для палубы. Придают жесткость палубе и распределяют палубную нагрузку на борта, продольные переборки и пиллерсы.

  Битенг — деревянная или металлическая тумба на палубе корабля для крепления тросов.

  Блоки — простейшие механизмы, служащие для подъема тяжестей, а также для изменения направления хода тросов при их тяге.

  Блок со свитнем — блок, у которого строп оканчивается свитнем. Последний служит для подвязывания блока к какому-либо рангоутному дерену или снасти такелажа.

  Блокшив (блокшип) — старое, обычно несамоходное судно, лишенное механизмов, оборудования и используемое в качестве плавучего склада или жилья.

  Бортовые огни (отличительные огни)- судовые сигнальные огни, левый — красного цвета, правый — зеленого цвета. Установлены они таким образом, что бы освещать непрерывную дугу горизонта в 112,5 градусов от направления прямо по носу до направления в 22,5 градусов позади траверза соответствующего борта.

  Бочка — стальной поплавок (объемом до нескольких десятков кубических метров), поддерживающий свободный конец цепи, закрепленный на мертвом якоре. К рыму бочки крепят швартовы или якорную цепь судна ("стоять на бочке").

  Брандвахта — 1) судно, поставленное на рейде в гавани или устье реки для наблюдения за движением судов и соблюдением ими правил судоходства, установленных для данного района. 2) Пост на берегу или судне для наблюдения за пожарной безопасностью в районе порта. 3) Судно для жилья для экипажа земснаряда, водолазных станций и т.д.

  Брам-бакштаги — снасти стоячего такелажа. поддерживающие сзади стеньги.

  Брам-гинцы — маленькие тали. ввязываемые в брам-фал.

  Брамсель — прямой парус, поднимаемый на брам-стеньге над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте — фор-бом-брамсель, на грот-мачге — грот-бом-брамсель и на бизань-мачте — крюйс-бом-брамсель, Брам-стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги.

  Брам-фал — снасть бегучего такелажа брам-реев, с помощью которой поднимают и спускают брам-реи. Кроме того, ею же поднимают реи под бом-салинг при постановке брамселей.

  Буек — поплавок, установленный на на якоре. Обозначает границу какой-либо акватории, положение затопленного предмета и т.п. Может иметь различные форму и окраску, но не должен напоминать бочку или буй.

  Буй — плавучий навигационный знак для обозначения фарватеров, опасных для судоходства участков, мест затонувших судов и др. Представляет собой большой поплавок конической или шаровидной формы, окрашенный в яркие цвета и устанавливаемый на якоре. Может иметь световые, звуковые и радиосигнальные устройства.

  Буль — продольная надводная или подводная полость судна, служащая для придания ему дополнительной остойчивости или защиты от чего-либо (например, противоторпедные були).

  Брас — снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости (брасопить рей),

  Бравшись — машина для подъема якоря, в отличие от шпиля имеет горизонтальный вал.

  Бросательный конец — линь, имеющий на одном конце парусиновый, набитый песком и оплетенный снаружи мешочек (грузик). С помощью бросательного конца подаются на причал (или с причала на судно) швартовные тросы,

  Бугель — плоское металлическое кольцо, служащее для крепления к рангоутным деревьям частей такелажа.

  Бугель с обухами — металлическое кольцо с приливами, имеющими отверстия, надетое (набитое) на мачту или рей для их укрепления оттяжками или для связи составных частей (мачты, рея).

  Буйреп — трос, закрепленный за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.

  Буксир — 1. Трос. при помощи которого буксируют суда. 2. Буксирное судно, предназначенное для буксировки других судов.

  Булинь — снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкатори-ну нижнего прямого паруса.

  Бушприт — рангоутное дерево, укрепленное на носу судка в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг породней мачты, а также такелаж косых парусов — кливеров.

  Бык-гордень — снасть бегучего такелажа судна, с помощью которой при уборке парусов нижняя шкаторина прямого паруса подтягивается к рею.

  Валкость судна - отрицательное свойство судна крениться на большие угля и медленно возвращаться в положение равновесия под воздействием незначительных внешних сил. Валкость присуща судам с малой остойчивостью и является существенным недостатком судна.

  Валовая вместимость судна — объем всех закрытых помещений судна под верхней палубой, в надстройках и рубках, выраженный в регистровых тоннах. В валовую вместимость не входит объем отсеков двойного дна, используемых только под водяной балласт, а также некоторых служебных помещений на верхней палубе и выше (камбуз, санузел и т.п.).

  Валопровод — трансмиссия с горизонтальным (наклонным валом), пересекающим дно судна. Наиболее простая и дешевая конструкция. Используется на судах с невысокими скоростями, из-за высокого коэффициента сопротивления. Требует наличия рулевой плоскости или других отклоняющих насадок.

  Ванты — снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков и несколько сзади мачты, стеньги, брам-стеньги и т, п.

  Ватерлиния — линия образованная пересечением плоскости водной поверхности и корпуса судна. В. изменяется в зависимости от загрузки судна. Конструктивная В. (КВЛ) — линия образованная пересечением корпуса судна и плоскостью, которая перпендикулярна ДП и плоскости миделя. КВЛ — соответствует В. при полной загрузке судна и обычно обозначается на корпусе границей двух цветов.

  Веха — плавучий навигационный знак для ограждения надводных и подводных опасностей, а также для указания фарватеров. Имеет вид шеста с фигурой на верхнем конце или без нее. Устанавливается на мертвом якоре.

  Вельпсы — выступы в виде ребер, сделанные на барабане шпиля, чтобы наматываемый трос не скользил.

  Веретено якоря — массивный стержень, к нижней части которого прикреплены рога адмиралтейского якоря или лапы втяжного.

  Верп — вспомогательный судовой якорь меньшей массы, чем становой, служащий для снятия судна с мели путем его завоза на шлюпках.

  Взять рифы — уменьшить площадь паруса, свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть риф-штертами у косых и шлюпочных парусов или подбирая парус кверху и прихватывая его рифсезнями к лееру на рее у прямых парусив,

  Винт гребной — устройство для преобразования крутящего момента в упор — силу, передаваемую судну. Характеризуется количеством лопастей, диаметром, шагом и некоторыми другими специфическими параметрами. Шаг винта — расстояние, на которое переместился бы гребной винт за один оборот в твердой среде (аналогично винту, вворачиваемому в отверстие с резьбой). Помимо винтов с постоянным шагом встречаются В.Г. с регулируемым шагом — гребной винт со встроенным в ступицу механизмом поворота лопастей на различные углы относительно плоскости вращения для изменения тяговых характеристик винта. В. Р. Ш. позволяет изменять скорость и направление движения судна только за счет поворота лопастей, не меняя направления вращения гребного вала. В.Р.Ш. позволяет идти самым малым ходом, не опасаясь, что двигатель заглохнет или перегреется, всегда иметь шаг винта, близкий к оптимальному и обеспечивающий наиболее экономичный режим плавания. Встречаются модификации с автоматическим изменением шага винта. При небольших оборотах винт имеет наименьший шаг, при увеличении оборотов растет давление на поверхность и лопасти разворачиваются, увеличивая шаг винта.

  Внутренние водные пути (ВВП) — судоходные водные пути, полностью расположенные на территории одного государства (реки, озера, водохранилища).

  Внутренние воды — все воды, находящиеся в пределах территории данного государства (кроме территориальных вод): реки, озера, каналы, водохранилища и т.д. Внутренними водами считаются также внутренние моря, ограниченные со всех сторон сушей, являющейся территорией одного государства.

  Внутренние морские воды прибрежного госудаства — в международном праве морские воды, расположенные с сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря (территориальных вод). К В. м. в. относятся также моря, все побережье которых и оба берега пролива принадлежат одному и тому же государству (например, Азовское и Белое моря); воды портов, бухт, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 мили; исторические заливы.

  Водкомоторка — ласковая замена для слова катер.

  Водоизмещение судна — количество воды, вытесненной подводной частью плавающего судна, равное массе всего всего судна независимо от его размера, материала и формы. Различают объемное (равное объему подводной части судна до ватерлинии) и массовое водоизмещение (равное массе корабля). Объемное водоизмещение меняется в зависимости от плотности воды в месте плавания судна. По нагрузке судна различают стандартное водоизмещение (полностью укомплектованное судно с экипажем, но без запасов топлива, смазочных материалов и запасов воды в цистернах), нормальное (стандартное плюс половина перечисленных в первом случае запасов), полное (при полных запасах), наибольшее (при придельных запасах), порожнее (без команды, топлива и т.п.).

  Водометный движитель (водомет) — движитель, в котором вода, поступающая в заборник, получает ускорение в насосе или от потока газов и выбрасывается через сопло, создавая тягу и заставляя судно двигаться. Получил широкое распространение на катерах, небольших речных теплоходах, буксирах. В отличие от гребного винта, вращающиеся части водомета расположены внутри корпуса, а потому этот вид движителя идеален для передвижения по мелким, заросшим водорослями, закоряженным водоемам. Относительная простота и технологичность изготовления делают его очень удобным для самостоятельной постройки. В большинстве случаев на малых судах представляет собой приформованный к днищу стеклопластиковый рукав в котором расположен вал с одной или несколькими крыльчатками. Вал, обычно при помощи кардана, напрямую соединяется с выходным валом двигателя (коленвалом). При вращении вала с крыльчатками, вода засасывается внутрь рукава, разгоняется и выбасывается через отверстие (сопло) в транце. Реверсирование осуществляется простейшим способом — сопло прикрывается заслонкой, которая отбрасывает воду в противоположную сторону. Судно с водометным движителем обладает уникакльными маневренными качествами: может развить полную скорость за считанные секунды, развернуться на месте, остановиться с полного хода при длине пробега не более двух длин корпуса. Наивысший КПД водометный движитель развивает на легких глиссирующих катерах, которые в этом смысле ничем не уступают своим винтовым аналогам. Некоторая потеря в КПД на водоизмещающих судах компенсируется маневренными качествами и проходимостью — "поерзав" на одном месте с включенным водометом, судно способно довольно быстро размыть песчаную или илистую мель под собой (весьма полезное качество на наших заброшенных и давно не очищавшихся реках).

  Выбирать слабину троса — подтягивать снасть настолько, чтобы она не провисала.

  Выбленки — отрезки тонкого троса, ввязанные поперек вант и выполняющие роль ступеней при подъеме по вантам на мачты и стеньги.

  Выгородка — вертикальная или наклонная перегородка, разделяющая объем отсека судна.

  Выстрел — горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное под водой перпендикулярно борту судна. Выстрел предназначен для крепления шлюпок, а также для посадки в шлюпки членов экипажа судна.

  Высота борта — одно из главных размерений судна; расстояние по вертикали от верхней кромки горизонтального киля до нижней поверхности верхней палубы, измеряемое по мидель-шпангоуту.

  Высота надводного борта — разница между высотой борта и осадкой судна.

Комментарии  

+8 #1 Lavanda 05.06.2012 09:51
Хм, а "бравшись" - это, видимо ласковая замена слову "брашпиль"?

Явно ошибочно слиты в одну статью разъяснения к терминам "балясина" и "банка" - откорректироват ь бы!

К автору: уважаемый Valery, идея составить такой словарь - замечательная! Но исполнение её изобилует ошибками (описками, опечатками, недочётами, недосмотрами и т.п.) - оч.досадно!! Могу предложить для помощи свои познания в рус.языке (д-р филологии с авг.1994).
+4 #2 Lavanda 05.06.2012 09:53
И что есть такое "породней мачты" (в статье "бушприт")?
0 #3 Lavanda 05.06.2012 10:14
К автору: уважаемый Valery, идея составить такой словарь - замечательная! Но исполнение её изобилует ошибками (описками, опечатками, недочётами, недосмотрами и т.п.) - оч.досадно!! Могу предложить для помощи свои познания в рус.языке (д-р филологии с авг.1994).
+5 #4 Valery 05.06.2012 11:07
Не, ну указывайте на ошибки - будет исправлено. ;-)
+10 #5 Lavanda 05.06.2012 21:28
"Замучаюсь" указывать: их не одна сотня здесь, к сожалению. Эффективнее было бы работать с целым текстовым файлом.
+6 #6 bool 17.01.2013 15:01
Мне помог в учёбе этот сайт!) :D
+12 #7 bool 17.01.2013 15:03
Спасибо сайту!! :lol:
+1 #8 oldmaster 10.01.2022 13:27
На флоте с 1977 года... Узнал очень много нового....

Добавить комментарий

  Вы можете безопасно авторизоваься с помощью любимой социальной сети:

     

Коммент без ссылок, символов, кодов и прочей ереси!