- Знаменск (Wehlau) - начало велоэкспедиции
- Знаменск (Wehlau) - центральная часть старого города: фоторепортаж
- Алленберг (Pflegeanstalt Allenberg) - постапокалиптический мир довоенной психбольницы
Ресторан с огромными тарелками, на которых размазаны 2 дольки огурчика, пиццерия у моря, селфи в толпе на променаде - это все не для нас.
Знаменск расположен в 50 километрах от Калининграда в Гвардейском районе на месте впадения реки Лава (Алле) в Преголю. Велау с ХIХ века был известен как город, в котором проводилась самая крупная в Европе конная ярмарка (20 тыс. лошадей). В 1860 г. Велау был присоединен к железнодорожной линии, кроме того узкоколейка соединяла его с Фридландом (ныне Правдинск).
По реке в Знаменск на катере заходил неоднократно, на машине и мотоцикле тоже был, а вот на велосипеде до сегодняшнего дня - нет.
Хотелось спокойно прокатиться по старому городу, чтобы можно было так же все спокойно осмотреть и поснимать.
В начале 1255 года войско Тевтонского ордена осадило крепость Вилов. После недолгого сопротивления крепость сдалась.
К 1258 году крепость была перестроена, расширирена и укреплена.
В 1263-1264 годах, во время второго прусского восстания, Вилов подвергся нападению литовско-прусского войска. Гарнизон крепости под командованием рыцаря Генриха фон Таупаделя выдержал восьмидневную осаду.
В 1280 году и 1322 году крепость подвергалась нападению войска пруссов и литовцев, была разграблена, сожжена и разрушена.
После этого Орденом было принято решение о строительстве каменного замка.
В XVII—XIX веках в ходе войн город трижды оккупировали другие государства: в 1679 году Швеция, c 1757 по 1763 год в ходе Семилетней войны Россией, в 1807 году — Францией
С 1758 по 1762 год Велау был занят русской армией и входил в состав Российской империи.
В Первую мировую войну 25 августа 1914 года в Велау вошли русские войска.
Во время Второй мировой войны 23 января 1945 года Велау был взят Красной Армией.
По решению Потсдамской конференции передан в состав СССР.
В 1939 году население города было 8,60 тыс. человек.
В 2012 году население города уже составило 4,53 тыс. человек.
Сейчас Знаменск (Велау) - лишь один из городков Гвардейского р-на. А 70 лет назад было всё наоборот. Велау являлся центральным городом крупного округа, в который среди прочих входил и Гвардейск-Тапиау.
В 1939 году в Велау выходила ежедневная газета, которая печаталась в собственной типографии, работали бумажная фабрика, газовый и маргариновый заводы, электростанция. А главное - здесь проводилась самая крупная в Европе лошадиная ярмарка: реализовывали до 20 тыс. лошадей ежегодно.
План посещения Wehlau оказался крайне удобен в использовании.
- Знаменск - фото вокзала
- По ж/д к мосту ж/д проехать через него
- Вправо - мельница Веллау (работает КПП)
- Шлюз попробовать пройти (нельзя КПП)
- По ж/д вниз к плотине если возможно либо к школе
- Храм Скорбящей Божией Матери 1928
- 100м. поворот к плотине вниз (тупиковый ход)
- Вверх через ж/д переезд к водонапорной башне
- 400м. вверх и вправо - по полю к шлюзу №1 Преголя
- либо +150м до правосл. храма и вправо
- Назад вверх по дамбе к нем. мосту 7 арок
- От моста по дороге Кирха, магазин
- Выехать на мыс (2 кафе слева)
- Знаменский православный храм
- Через а/мост вниз 1,5км нем. подстанция водоканала справа
- 250м - влево мимо бум. фабрики
- 270м - влево на подвесной мост к шлюзу Лава (не найдено)
- Далее к психбольнице (слева дорога к плотине подпорной Лава)
- Братская могила
- Вниз 200м на ул. Юбилейная и вправо на п.Большая Поляна 800м.
- 300м вниз - Кирха Патерсвальде (100м. остановка посидеть)
- 420м вниз вправо - грунтовка через лес на свалку или Ельняки (ебеня непроходимые)
- п.Пруды - влево на Красный Бор кирха 3км. (+2 км к маршруту из-за объезда)
- В Тумановке взлететь к озеру
Заброс на транспорте РЖД в пустом поезде стоил 206 руб., так что ехали не стоя в тамбуре, а удобно расположившись на диванах. В цену билетов включен бесплатный спутниковый Wi-Fi и напитки. РЖД стюардессы в оранжевых блузках с прохладительными напитками под стук колес скрашивали наше передвижение по Калининградской области. Кто едет до конечной (Черняховск), тех еще и кормят. Через 40 минут мы благополучно десантировались на перроне станции Знаменск в 09:32.
Около банхофа поискал ж/д водонапорную башню, которая имелась на фотографиях 5-летней давности - но след ее исчез. Копать в поисках фундамента не было возможности, т.к. лопаты и грабли с собой не додумались взять, поэтому поехали к ж/д мосту через реку Лава (Alle).
Вблизи запрудного шлюза река Алле (ныне Лава) приводила в движение турбину, которая управлялась еще приводом паровой машины. Интересно, что в 1890 году мельница Пиннау превосходила аналогичные предприятия Кенигсберга.
На мельницу хода нет - предприятие работает и сегодня. Но говорят, что объемы нынче далеко не те, что были ранее, но тем не менее - есть проходная и сторож в будке. Так что для осмотра мельницы использовали воздушного шпиона. Заодно залетели глянуть на шлюз и школу: