Судоходный шлюз — гидротехническое сооружение на судоходных и водных путях для перехода судов из одного водного бассейна в другой с различными уровнями воды. С двух сторон ограничен затворами, между которыми располагается смежная камера, позволяющая изменять уровень воды в ней.
Процесс пропускания судна через шлюз называется шлюзованием.
Каждый шлюз имеет три главных элемента:
Герметичная камера, соединяющая верхнюю и нижнюю головные части канала и имеющая объём, достаточный для включения в себя одного, или нескольких судов. Положение камеры фиксированное, однако уровень воды в ней может изменяться.
Ворота — металлические щиты, расположенные на обоих концах камеры и служащие для впускания и выпускания судна из камеры перед началом шлюзования и герметизирующие камеру во время шлюзования.
Водопроводное устройство — устройство, предназначенное для наполнения, либо опустошения камеры. Как правило, в качестве такого устройства используется плоский щитовой затвор. В крупных шлюзах могут использоваться перекачные насосы.
[center]Параметры основных судоходных шлюзов России[/center]
Шлюзы | Длина | Ширина | Глубина |
---|---|---|---|
Канал им. Москвы | |||
№ 1 - 8 | 290,0 | 30,0 | 5,3 |
р. Москва | |||
№ 9, 10 | 290,0 | 30,0 | 4,0 |
№ 11 | 50,0 | 14,0 | 2,0 |
Москворецкая система | 270,0 | 17,9 | 2,5 |
р. Волга | |||
Угличский | 290,0 | 30,0 | 7,5 |
Рыбинский | 290,0 | 30,0 | 4,5 |
Городецкий | 278,8 | 29,8 | 3,5 |
Чебоксарский | 290,0 | 29,6 | 4,0 |
Куйбышевский | 289,2 | 30,0 | 5,1 |
Балаковский | 290,0 | 30,0 | 5,5 |
Волгоградский | 290,0 | 30,0 | 5,5 |
Астраханский | 295,0 | 30,0 | 5,4 |
р. Ока | |||
Белоомутский | 256,0 | 17,1 | 2,4 |
Кузьминский | 256,0 | 16,6 | 2,3 |
р. Кама | |||
Пермский | 239,7 | 29,8 | 6,0 |
Чайковский | 289,0 | 28,9 | 3,5 |
Нижнекамский | 290,0 | 30,0 | 4,0 |
р. Уфа | |||
Павловский | 115,0 | 15,0 | 2,1 |
Волго-Балтииский водный путь | |||
Нижнесвнрский | 199,0 | 21,5 | 6,9 |
Верхнесвирский | 281,0 | 21,5 | 4,6 |
№ 1 | 269,9 | 17,8 | 4,3 |
№ 2 - 6 | 264,0 | 17,8 | 4,2 |
№ 7 | 265,6 | 17,9 | 5,2 |
№ 8 | 300,0 | 21,5 | 5,5 |
Волховский | 144,5 | 17,1 | 3,0 |
Беломорско-Балтийский канал | |||
№ 1 - 19 | 135,5 | 14,3 | 4,0 |
Северо-Двинская система | |||
№ 2 - 6 | 155,4 | 12,8 | 2,2 |
№ 7 ("Знаменитый") | 155,4 | 12,4 | 2,3 |
Волго-Донской канал | |||
№ 1 - 13 | 145,0 | 17,8 | 4,0 |
р. Дон | |||
Цимлянский | 145,0 | 18,0 | 4,0 |
Николаевский | 145,0 | 18,0 | 4,0 |
Константиновский | 145,0 | 18,0 | 4,9 |
Константиновский скоростной | 60,0 | 11,0 | 3,0 |
Кочетовский | 145,0 | 17,0 | 3,6 |
р. Воронеж | |||
Воронежский | 115,0 | 15,0 | 2,2 |
р. Северский Донец | |||
№ 2 - 7 | 100,3 | 17,0 | 2,4 |
р. Маныч | |||
Манычская система | 128,0 | 15,0 | 1,8 |
р. Кубань | |||
Краснодарский | 135,0 | 15,0 | 1,5 |
Федоровский | 90,0 | 15,0 | 1,8 |
р.Обь | |||
Новосибирский | 145,0 | 17,8 | 1,5 |