Контроллер дневных ходовых огней - самостоятельное изготовление по программе импортозамещения

Самодвижущиеся тележки: автомобили и прочая техника, в том числе прицепы. Выбор, тюнинг, обслуживание и ремонт.
Ответить
Аватара пользователя
Valery
Без группы
Без группы
Сообщения: 22273
На борту с: 07.02.2005 10:00
Награды: 5
Репутация: 878
Из: Тридевятое царство

Свет электричество Контроллер дневных ходовых огней - самостоятельное изготовление по программе импортозамещения

#1

Сообщение Valery »

Все началось с того, что я заказал на aliexpress фонари для освещения дороги при движении взад. Фонари заказывались как FLOOD, но светили пятном, как SPOT. Поэтому установка их взад оказалась малоэффективна.
Но не выбрасывать же купленное добро! Поэтому фонари перекочевали с зада наперед, а так как они LED, судьба им - переквалифицироваться в ДХО (дневные ходовые огни). Потребляют они 1,37А.
Схема установки ДХО
Схема установки ДХО
(66.24 КБ) 2787 просмотров
Из учебников ПДД мы знаем, что ДХО должны светить при заведенном двигателе, и выключаться при включении габаритов или фар. Соответственно тут надо было покумекать над реализацией логики. Изначально хотел реализовать на нескольких реле, но получался достаточно большой релейный блок. Поэтому решено было перейти на более мелкие элементы, которые в 80х
были тайно вынесены с радиозавода.
Правила установки ДХО: Выдержка из "Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 41.48-2004 (Правила ЕЭК ООН N 48)":
6.19.1 Установка -
Факультативна на автомобилях. Запрещена на прицепах.
6.19.2 Число - Два.
6.19.3 Схема монтажа
Специальных предписаний нет.
6.19.4 Размещение
правила размещения ДХО (ГОСТ)
6.19.4.1 По ширине - точка поверхности, видимой в направлении исходной оси, наиболее удаленная от средней продольной плоскости транспортного средства, должна находиться на расстоянии не более 400 мм от края габаритной ширины транспортного средства.
Расстояние между внутренними краями двух видимых поверхностей должно быть не менее 600 мм. Это расстояние может быть уменьшено до 400 мм, если габаритная ширина транспортного средства составляет менее 1300 мм.
6.19.4.2 По высоте - на расстоянии от 250 до 1500 мм над уровнем грунта.
6.19.4.3 По длине - на передней части транспортного средства. Это требование считают выполненным, если излучаемый свет не мешает водителю непосредственно или косвенно в результате отражения зеркалами заднего вида и/или другими отражающими поверхностями транспортного средства.
Гост размещение ДХО 21106.19.5 Геометрическая видимость
Горизонтальный угол бета = 20° наружу и внутрь.
Вертикальный угол альфа = 10° вверх и вниз от горизонтали.
6.19.6 Направление Вперед.
6.19.7 Функциональная электрическая схема
В случае их установки дневные ходовые огни должны включаться автоматически, когда приведен в положение "включено" орган управления запуском/остановом двигателя. Должна быть обеспечена возможность приведения в действие и отключения функционирования автоматического включения дневных ходовых огней без помощи инструмента.
Дневные ходовые огни должны выключаться автоматически, когда включаются головные фары, за исключением тех случаев, когда головные фары включаются на короткий промежуток времени для сигнализации участникам движения.
6.19.8 Контрольный сигнал
Факультативен в виде замкнутого контура.
6.19.9 Прочие предписания
Нет.

ГОСТ Р 41.87-99 (Правила ЕЭК ООН N 87). Согласно правилам излучатели дневных огней должны занимать площадь от 25 см до 200 см (в России "не менее 40 см). И излучать свет силой от 400 до 1200 кд, (в России от 400 до 800 кд).

ГОСТ Р 41.87-99 знак ДХО
Настоящий стандарт устанавливает единообразные предписания, касающиеся официального утверждения дневных ходовых огней механических транспортных средств.
Согласно этому ГОСТу, на всех сертифицированных ходовых огнях должно быть соответствующие обозначение.

Таблица 6а - Требования Правил ЕЭК ООН к наличию внешних световых приборов на автотранспортных средствах:
Дневной ходовой огонь: Белый, 2 шт.
Рекомендуется для категорий М, N. (пассажирские и грузопассажирск ие автомобили, грузовые автомобили)
Запрещено для категорий О (Прицепы с двумя и более осями прицепы с центральной осью и полуприцепы)

Осмотр запасов выявил полнейшее отставание элементной базы СССР 80х, кроме резисторов МЛТ 0,25. Из старой печатной платы от котла Vaillant удалось наковырять несколько реле 24V (срабатывающих при 10V) и транзисторов BC547, а от перегоревшей энергосберегающей лампы удалось добыть пару транзисторов MJE13003.
Так что будем колхозить контроллер ДХО из того, что есть в наличии.

Схема рождалась постепенно, в навесном монтаже "водкомоторная паутина". Изначально была мысля с задержкой включения ДХО на 20с - после подачи напряжения на замок зажигания - прогрев свечей и запуск.
BC547 не удавалось открыться полностью, чтобы притянуть якорь 24V реле, поэтому был добавлен еще один каскад усиления на MJE13003 (от энергосберегающей лампы).
Суть работы схемы такова: + от замка зажигания через R1 заряжает конденсатор C2, при достижении определенного уровня открывается транзистор VT1 BC547 (от котла), который открывает транзистор MJE13003 (от энергосберегающей лампы), в свою очередь нагрузкой у него - обмотка реле (от котла), ток срабатывания 15mA. Якорь притягивается - ДХО включаются и светят.
Время включения регулируется емкостью C2 и R1.
Схема контроллера ДХО
Схема контроллера ДХО
(13.89 КБ) 2790 просмотров
Включаем габариты (ближний свет) - ДХО должны гаснуть. Это реализовано через транзистор VT2 BC547 (от котла). Сигнал от габаритов его открывает, и он закрывает VT2 BC547.
Далее я еще добавил R10, который будет брать сигнал от лампы зарядки АКБ (как найду этот провод) - ДХО не будут работать до тех пор, пока не погаснет эта лампа, которая сигнализирует о работе двигателя (можно завести на датчик давления масла, который горит до начала работы двигателя).

В общем - все достаточно просто и понятно. Осталось навесной монтаж перенести на печатную плату.

Тут я открутил время назад, на 35 лет, т.к. в кладовке не нашел дихлоретановые чернила - реализовал методикой "режь медь на плате"...
За этим занятием меня и застал сын из сегодняшнего поколения, со словами:
батя, чего ты ипесься с этой херней? Есть же методика LUT!
Аналоговая разработка печатной платы
Аналоговая разработка печатной платы
(103.36 КБ) 2784 просмотра
Печатная плата а-ля 80е
Печатная плата а-ля 80е
(156.26 КБ) 2764 просмотра
Первый вариант контроллера
Первый вариант контроллера
(94.66 КБ) 2767 просмотров
ЛУТ - лазерно-утюжный метод изготовления печатных плат
Суть метода изготовления печатных плат в том, что на фольгированный текстолит наносится защитный рисунок, который предотвращает травление меди. В результате, после травления, на плате остаются дорожки проводников. Способов нанесения защитных рисунков много. Раньше их рисовали дихлоретановыми чернилами посредством стеклянной трубочки.

Метод ЛУТ основан на том, что защитный рисунок образуется тонером, который посредством нагревания переносится на стеклотекстолит.

Но, для того, чтобы переносить - надобно нарисовать то, что будем переносить. Могу заверить, что за последние 35 лет технология не стояла на месте, и шагнула - теперь при создании схемы на бумажке со стеркой ни чего рисовать не надо, т.к. появилась программа sPlan - для черчения электронных схем.

Для проектирования печатной платы тоже появился помошник - Sprint-layout: программа для рисования и проектирования печатных плат. Поэтому были задействованы все ноу-хау сегодняшнего времени. Схема была оперативно доработана и сделан ее монтаж.
Макет платы
Макет платы
(21.05 КБ) 2768 просмотров

Использование ЛУТ

Теоретически было понятно, что тонер надо перепекать с подложки на печатную плату. В качестве переноса должна быть бумага - т.к. она раскисает в воде, а тонет нет. Методом проб было определено, что с мелованой журнальной как-то хреново, но была в загашнике LOMOND глянцевая. Напечаталось на ней отлично, перенеслось неплохо.
Плата должна быть заматирована и обезжирена. В момент переноса утюг должен отдавать максимальную мощность, а переносильщик должен отдавать максимальный нажим на ютюг. Елозить нужно максимально.

После максимального прогрева и остывания, плата аккуратно помещается в емкость с водой - бумага раскисает, и через полчаса она пытается отделиться от тонера. Помогаем руками - главное не переусердствовать.
После просушки инспектируем маску из тонера, чистим и подправляем маркером. У меня получилось на 3+.
Печатная плата перед переносом ЛУТ
Печатная плата перед переносом ЛУТ
(67.2 КБ) 2769 просмотров
Отмачиваем бумагу
Отмачиваем бумагу
(91.27 КБ) 2762 просмотра
Бумага практически отмыта
Бумага практически отмыта
(163.73 КБ) 2760 просмотров
Дорисовываем дорожку маркером
Дорисовываем дорожку маркером
(104.21 КБ) 2761 просмотр
Далее травим в растворе хлорного железа. Время травления зависит от концентрации и температуры. Периодически помешиваем. 15-40 минут.

Т.к. юзаем тонер, а не дихлоретановые чернила - счищаем его шершавой губкой для посуды. Получается, что дорожки могли быть и толще - боковое травление слегка убавило их ширину. Цепь у нас слаботочная, так что не критично.
Травление платы в хлорном железе
Травление платы в хлорном железе
(69.66 КБ) 2765 просмотров
Далее натыкаем деталей и тычем паяльным жалом.
В качестве короба использован б/у блок розжига ксенона.

Видеоурок с приветствием и предложением подписаться на канал забыл сделать - снял только работу.

В подтверждение сказанного - демонстрация работы контроллера ДХО hand made колхозсамострой:
Вложения
Навесной монтаж
Навесной монтаж
(98.08 КБ) 2764 просмотра
ДХО в корпусе от ксенона
ДХО в корпусе от ксенона
(224.42 КБ) 2766 просмотров
Обратная сторона контроллера
Обратная сторона контроллера
(151.83 КБ) 2767 просмотров
Место установки в авто
Место установки в авто
(125.36 КБ) 2770 просмотров
ДХО
ДХО
(108.96 КБ) 2771 просмотр
Светят так
Светят так
(96.86 КБ) 2773 просмотра
По суше: велосипед, Соболь 4х4 самый западный и LR Defender 110.
Отдохнул – отчитайся, лучшее слово – дело.

Теги:
S
SIMILAR
Эксперт форума
Сообщения: 2019
На борту с: 03.10.2005
Репутация: 219

  Я для тебя подобрал похожие темы, посмотри:

Vodomer
Рулевой
Рулевой
Сообщения: 122
На борту с: 06.11.2016 05:34
Репутация: 1
Из: Самарская область

Контроллер дневных ходовых огней - самостоятельное изготовление по программе импортозамещения

#2

Сообщение Vodomer »

Достойно уважения.Вообче то-же самое можно воплотить,используя всего одно авто-реле-пятиконтактное.На разьем реле 30-подается плюс,на 86-плюс от габаритов,на 85-минус от массы машины и ДХО,а плюс ДХО получают от 88 контакта.87-остается свободным.Именно так у меня все работает.
Аватара пользователя
Valery
Без группы
Без группы
Сообщения: 22273
На борту с: 07.02.2005 10:00
Награды: 5
Репутация: 878
Из: Тридевятое царство

Контроллер дневных ходовых огней - самостоятельное изготовление по программе импортозамещения

#3

Сообщение Valery »

Покажи схему. А как же задержка включения?
У меня нет пятиконтактного реле в наличии.
По суше: велосипед, Соболь 4х4 самый западный и LR Defender 110.
Отдохнул – отчитайся, лучшее слово – дело.
Vodomer
Рулевой
Рулевой
Сообщения: 122
На борту с: 06.11.2016 05:34
Репутация: 1
Из: Самарская область

Контроллер дневных ходовых огней - самостоятельное изготовление по программе импортозамещения

#4

Сообщение Vodomer »

-реле продается в любом автомагазине и стоит в районе100-120 руб.Задержки нет,включается вместе с зажиганием,впрочем как и на серийных машинах,у которых ДХО(исполненные с использованием светодиодов)установлено на заводе.
Аватара пользователя
Valery
Без группы
Без группы
Сообщения: 22273
На борту с: 07.02.2005 10:00
Награды: 5
Репутация: 878
Из: Тридевятое царство

Контроллер дневных ходовых огней - самостоятельное изготовление по программе импортозамещения

#5

Сообщение Valery »

Чего же ты молчал все это время про секретное пятиконтактное реле :?:
По суше: велосипед, Соболь 4х4 самый западный и LR Defender 110.
Отдохнул – отчитайся, лучшее слово – дело.
Vodomer
Рулевой
Рулевой
Сообщения: 122
На борту с: 06.11.2016 05:34
Репутация: 1
Из: Самарская область

Контроллер дневных ходовых огней - самостоятельное изготовление по программе импортозамещения

#6

Сообщение Vodomer »

У меня на Ауте оно стоит уже больше года,как-то никто и не спрашивал.
Аватара пользователя
Valery
Без группы
Без группы
Сообщения: 22273
На борту с: 07.02.2005 10:00
Награды: 5
Репутация: 878
Из: Тридевятое царство

Контроллер дневных ходовых огней - самостоятельное изготовление по программе импортозамещения

#7

Сообщение Valery »

Ты переоцениваешь мои экстрасенсорные способности! :shock:
Теперь то уж точно народ будет знать, что можно реле ставить.
По суше: велосипед, Соболь 4х4 самый западный и LR Defender 110.
Отдохнул – отчитайся, лучшее слово – дело.
Gazarian
Салага
Салага
Сообщения: 12
На борту с: 07.11.2012 06:50
Репутация: 0

Контроллер дневных ходовых огней - самостоятельное изготовление по программе импортозамещения

#8

Сообщение Gazarian »

Если не ошибаюсь, при установке этого реле ещё и ETACS шьется.
Vodomer
Рулевой
Рулевой
Сообщения: 122
На борту с: 06.11.2016 05:34
Репутация: 1
Из: Самарская область

Контроллер дневных ходовых огней - самостоятельное изготовление по программе импортозамещения

#9

Сообщение Vodomer »

Может и шьется,но я ничего не делал.Просто поставил.
Аватара пользователя
Valery
Без группы
Без группы
Сообщения: 22273
На борту с: 07.02.2005 10:00
Награды: 5
Репутация: 878
Из: Тридевятое царство

Контроллер дневных ходовых огней - самостоятельное изготовление по программе импортозамещения

#10

Сообщение Valery »

Сегодня проводил ходовые испытания - загораются после запуска двигателя, заметил прирост мощности на 120Вт, и снижение расхода топлива (не высчитывал). Но из закона физики мы знаем, что энергия никуда не исчезает, а переходит из одного вида в другой - раньше она уходила в нагрев нитей накала и габаритов (около 140Вт), теперь же 17Вт на LED. Т.е. экономия есть.
Контрольный светодиод на панели отображает режим работы ДХО: Да/Нет.
По суше: велосипед, Соболь 4х4 самый западный и LR Defender 110.
Отдохнул – отчитайся, лучшее слово – дело.
Ответить

Вернуться в «Гараж»