Покраска стеклопластиковых катеров

Корпуса из металла, пластика, фанеры и их комбинации.

Модератор: Valery

Правила форума
Обсуждение конкретных моделей - ремонта, тюнинга и эксплуатации.
Приветствуется рассказ о своей лодке от выбора при покупке до оснащения и эксплуатации.
Savage
ВодкоМоторник
ВодкоМоторник
Сообщения: 6494
На борту с: 19.05.2010

Re: Покраска стеклопластиковых катеров

Сообщение Savage »

Ты прочитал,что я прежде чем покрасить корпус праймером его весь покрыл?
Могу повторить... ->|

Эпоксидный топ никогда не пробовал.
Да и как сказал Олег,зачем танцы с бубнами,есть материал из которого изготовлен корпус,таким же материалом надо и ремонтировать.
"хорошие" люди не тонут...

Теги:
Qwazar
Матрос
Матрос
Сообщения: 63
На борту с: 15.01.2012

Re: Покраска стеклопластиковых катеров

Сообщение Qwazar »

Праймер праймеру рознь...
Зачем? Поясню: ежели корпус имеет следы осмоса (гидролиз гелькоута), то использование полиэфирки ничего не исправит - свежий стирол, выделившийся из полиэфирки - тут же уйдёт в микропоры ламината и гелькоута и только ускорит процесс гидролиза... Использование эпоксидки, вначале в виде пропитки, затем в виде шпатлёвки, далее эпоксидного топкоута - полностью останавливает процесс гидролиза, т.к. эпоксидка ему тупо не подвержена...
Впрочем хозяин-барин - хоть половой краской  :(
Savage
ВодкоМоторник
ВодкоМоторник
Сообщения: 6494
На борту с: 19.05.2010

Re: Покраска стеклопластиковых катеров

Сообщение Savage »

Т.е. правильный праймер только у тебя...

Какая цена эпоксидного топа?
"хорошие" люди не тонут...
Qwazar
Матрос
Матрос
Сообщения: 63
На борту с: 15.01.2012

Re: Покраска стеклопластиковых катеров

Сообщение Qwazar »

Да по разному в зависимости от производителя...
Например Penguard Topcoat порядка 35$/кг...
Но я покупными не пользуюсь - сам мешаю, позволяет получать характеристики, которые нужны и не встретишь в фирменных или сделают на заказ от 250 кг... - а бывает, что нужны определённые св-ва (стойкость к агр. ср., вибростойкость, УФ - стойкость, длительное время полимеризации, тиксотропность конкретно под опр. поверхность и пр...
Потому использую различные смолы, до десятка различных отвердителей, с пяток различных пластификаторов и пр... Зная химию процесса можно играть св-ми в оооочень широких пределах... :)
ОлегА
Рулевой
Рулевой
Сообщения: 212
На борту с: 10.07.2012

Re: Покраска стеклопластиковых катеров

Сообщение ОлегА »

А что делать следующему мастеру? Сносить все и после этого начинать ремонт выкатывая клиенту дополнительную цену или продолжать гробить лодку мешая основы? Спросите мнение о своей работе у мастеров кто делал после Вас, прочесть их  отзывы.
    Я бы отправил клиента туда где он делал или задорого снес бы все и переделал.

Последний раз редактировалось ОлегА 22.06.2014 08:50, всего редактировалось 1 раз.
Qwazar
Матрос
Матрос
Сообщения: 63
На борту с: 15.01.2012

Re: Покраска стеклопластиковых катеров

Сообщение Qwazar »

Т.е. снести барьерное покрытие защищающее лодку от осмоса, снести топ не подверженный осмосу, стойкий с горючке, кислотам, эластичный - не скалывающийся как полиэфирный,  5-12 раз более износостойкий? - да вперёд и с песней :(
ОлегА
Рулевой
Рулевой
Сообщения: 212
На борту с: 10.07.2012

Re: Покраска стеклопластиковых катеров

Сообщение ОлегА »

Топ (гель, топкоут, гелькоут) - это и есть защитное покрытие, а осмос возникает в ламинате, а не в покрытии. И не надо валить все в одну кучу кислотоупорный, эластичный и т.д. это разные гелькоуты, а не все прелести в одном. Такие же гелькоуты есть и на полиэфирной основе, только дешевле, доступней и не надо создавать геморой следующим ремонтникам и клиентам разными основами, к которой потом ни хрена не приклеить (покрасить). Бывает вообще народ не заморачивается и красит тем, что есть и потом то пузырями идет твоя работа, то не встает, то смывается, то липнет. Короче чтобы не гадать, чем испачкали катер до тебя, не надо нарушать правило "из чего сделан, тем и ремонтируй".
Следуя Вашей рекомендации "вперед и с песней" и дальше буду сносить неоднородные материалы избавляя от проблем лодки клиентов.
    Вам тоже успехов в работе.
Последний раз редактировалось ОлегА 22.06.2014 10:57, всего редактировалось 1 раз.
Qwazar
Матрос
Матрос
Сообщения: 63
На борту с: 15.01.2012

Re: Покраска стеклопластиковых катеров

Сообщение Qwazar »

O0 Вот в эпоксиде - все св-ва можно совместить, а полиэфирный топ - так же подвержен осмосу как и ламинат изготовленный на основе полиэфиров, эпоксид же в принципе ему не подвержен...
Ежели у кого есть мысли по поводу: я в пресной воде эксплуатирую, а не в солёной и осмос мне не страшен - то разочарую в пресной гидролиз гелькоута идёт в разы быстрее...
Основная хрень в гидролизе не то что пучит гелькоут и течёт из под него, а то, что снижается кострукционная прочность корпуса, происходит внутреннее расслоение ламината, и ежели для яхт и водоизмещаек не так уж и страшно - для глиссеров, испытывающих сильные ударные нагрузки - ооочень критично...
Думаешь почему буржуины избавляются от 6-10 летних лодок продавая их в РФ в том числе и покупают такую же новую? Эпоксид - полностью!!! - останавливает процесс гидролиза...
Кстати подъём лодки на зиму - никак не влияет на процесс гидролиза, он из под ламината не уходит, и ежели не замёрзнет - то идёт, причём без притока воды идёт даже чуток быстрее, так же как с притоком пресной воды, в солёной чуть медленней, ну а ежели замёрзнет - тупо - рвёт слои ламината - расслаивает...

Кусок переводной статьи кину по этому поводу, так для общего ознакомления- кому интересно...

"...Пузырение гелькоата и, что гораздо более важно – разрушительное влияние воды на стеклопластик стало всем известным явлением. За последние двадцать лет мы у себя на верфи видели тысячи пораженных этим явлением лодок и не проходит и недели , чтобы не привезли еще одну. За долгие годы мы накопили обширный опыт в диагностике и ремонте проблем такого характера. Чтобы вам стала более понятной суть этого сложного явления и последующего ремонта, мы и решили опубликовать эту статью.

Суть проблемы

Участки вздувшегося пузырями стеклопластика на днище лодки свидетельствуют о том, что имеет место явление, известное как гидролиз стеклопластика. Сегодня уже совершенно очевидно, что именно он и является основной проблемой, а сами пузыри всего лишь уродливое и разрушительное побочное явление процесса гидролиза полиэфирной смолы , содержащейся в стеклопластике и гелькоате . Как станет потом видно , далеко не всякий корпус, пораженный гидролизом , имеет пузыри , но любой пузырящийся корпус в той или иной степени поврежден его процессом .

Если объяснить в двух словах, то происходит следующее. Вода проникает сквозь гелькоат как в виде паров, так и в виде жидкости. Это у нее получается очень хорошо благодаря малому размеру молекулы Н2О. Гелькоат при постоянном контакте с водой является довольно слабой преградой для ее проникновения. Этому еще более помогает стекловолокно, действуя как капилляры и транспортируя воду вглубь ламината. Находясь в близком контакте со смолой в гелькоате и ламинате, вода образует своего рода химический раствор с тем, что принято называть водорастворимыми веществами, содержащимися в смоле. К этим веществам относятся фталевые кислоты, гликоли, соединения кобальта , растворитель и стирол, который не завершил отверждение в процессе полимеризации. В той или иной степени они присутствуют в любой отвержденной полиэфирной смоле. Приемлемой нормой считают пять процентов. В некоторых случаях по причине неудовлетворительного качества материалов или же из-за нарушений технологии уровень этих веществ может превышать норму.

Все эти вещества обладают свойством сильно притягивать молекулы воды (гигроскопичны) и немедленно реагируют с водой, фильтруемой гелькоатом, образуя кислотный раствор. Затем этот едкий раствор, являющийся продуктом гидролиза, начинает медленную атаку на окружающий его пластик. Пластик в свою очередь разрушается на составляющие - фталевые кислоты, гликоли и т.д., которые опять же растворимы водой и обеспечивают процесс дополнительным материалом. Процесс, таким образом, поддерживает сам себя до тех пор, пока обеспечивается приток воды. Со временем он все глубже и глубже проникает внутрь стеклопластика. Сам процесс именуется гидролизом, а суть его в том, что из стеклопластика при этом вымывается смола.

Возможно, все это звучит как происходящее на неком микро-химическом уровне, а между тем последствия его видны невооруженным глазом. Этим страдают все лодки из полиэфирного стеклопластика традиционной постройки при непрерывном нахождении в воде . Наш опыт говорит о том, что ВСЕ лодки, построенные на полиэфирной смоле (по крайней мере на настоящее время) демонстрируют те или иные признаки разрушения гидролизом наружных слоев стеклопластика после 5-10 лет нахождения на воде . К таким признакам относятся следы истечения гидролизной жидкости из корпуса, повышенное содержание влаги во внешних слоях ламината, снижение прозрачности смолы и стекловолокна, снижение твердости смолы, равно как и очевидные за себя говорящие пузыри.

Вас интересует, откуда эти пузыри? Они образуются, когда приток воды внутрь ламината начинает превышать отток гидролизной жидкости. Так что ситуация проста : втекает больше чем вытекает. Кислотный раствор , являющийся побочным продуктом гидролиза, собирается во всевозможных местах в смоле вроде микроскопических воздушных пузырьков, образованных во время формования в матрице. Этот раствор не может получить отток назад через гелькоат в той же степени как вода поступает внутрь из за более крупного размера его молекул. Если гелькоат достаточно плотный, темпы формирования очагов жидкости становятся еще выше, чем ток воды внутрь. Поскольку водорастворимые вещества гигроскопичны, образуется энергия химического притяжения (осмос) , которая втягивает все больше и больше воды в полость ограниченного объема . По мере роста количества жидкости растет и давление, тем самым вызывая образование пузыря. Со временем они увеличиваются в размерах и начинается расслоение наружных слоев стеклопластика . При большом их количестве расслоение принимает серьезные формы.

Спустя некоторое время пузыри могут лопаться от внутреннего давления , образуя точечное отверстие или трещину на наружной поверхности . Это способствует оттоку кислотной жидкости наружу и поступлению морской воды внутрь ламината . Гидролиз при этом начинает развиваться с еще более высокой скоростью , двигаясь вглубь . Пузыри теперь образуются уровнем ниже , в свою очередь трескаются опять и этот процесс продолжается .

Иногда гелькоат бывает полопавшийся , покрытый микротрещинами или пористый каким-либо другим образом . При достаточной степени пористости мелкие пузыри могут не образоваться вовсе , т.к. образующаяся жидкость не задерживается внутри и уходит через гелькоат наружу . В такой ситуации после многих лет на воде иногда происходит образование крупных пузырей в глубине стеклопластика . А иногда они не образуются вовсе , хотя ламинат разрушается по прежнему . Часто при его гидролизе можно заметить микроскопические точечные отложения на поверхности днища . Эти отложения представляют собой кристаллизовавшиеся твердые остатки полиэфирной смолы , образовавшиеся из вытекающей из микротрещин стеклопластика жидкости . Это также является свидетельством процесса гидролиза в ламинате , даже если не видно следов пузырения .

Парадокс заключается в том , что добрые намерения многих судостроительных фирм сделать гелькоат менее проницаемым на деле приводят к еще более быстрому образования пузырей на днище . Если гелькоат будет более плотным , но тем не менее будет по прежнему позволять проникать некоторому количеству воды внутрь , разница в темпах притока и оттока будет еще больше . Стало быть , для образования обширного пузырения потребуется совсем мало влаги . В данной ситуации важно понимать , что количество проникшей внутрь влаги незначительно и несмотря на пузырение , внутренние слои стеклопластика находятся в лучшем состоянии. Лодки , что начинают пузыриться в первые шесть лет , редко страдают серьезными разрушениями ламината.
Людей часто интересует , все ли днище пострадало или же проблема носит местный характер . Наши наблюдения показывают , что хоть пузыри и могут концентрироваться в той или иной части корпуса , гидролиз днища носит довольно однородный характер . Не забывайте , что пузыри – всего лишь локальное проявление последствий гидролиза . За прошедшие годы мы наблюдали сотни таких случаев и неизменно обнаруживали одинаковую степень гидролиза погруженной части корпуса по всей толщине . Также мы заметили , что эта степень меняется от слоя к слою и для одного конкретного слоя степень его разрушения одинакова по всему днищу . Должно быть совершенно очевидно , что области между пузырями поражены точно в такой же степени , как и они сами .

Бывают , однако , случаи (один из сотни) , когда явление носит местный характер . Тут важно угадать это , что весьма сложно и обычно всплывает , когда корпус уже ободрали и обнаружилась неоднородность . Тут самое время сказать , что часто имеют место локальные пузыри вокруг соединения с килем , запорной арматуры , руля и т.п. где применялась шпатлевка . Это абсолютно другое явление , оно куда менее серьезно и опытные специалисты его легко распознают .

Помимо естественной реакции воды с “правильным” ламинатом могут быть множественные ошибки в техпроцессе создания самого корпуса , в результате чего масштабы явления могут носить более обширный характер. Обычно при создании стеклопластикового корпуса первым звеном технологической цепочки является нанесение гелькоата в матрицу . Вслед за этим в матрицу укладывают несколько слоев стекломата , за которыми следует чередование слоев стеклоровинга и стекломата . Довольно часто этот процесс прерывается , чтобы дать смоле встать и обеспечить возможность дальнейшей работы без повреждения уже уложенного в матрицу материала . Свой вклад в это вносят также обеденные перерывы и перекуры . В результате между частично отвержденной смолой и новой образуется пограничный слой , содержащий повышенную концентрацию водорастворимых веществ . Именно с ним обычно связывают образование разнообразных пузырей и расслоение стеклопластика . Считается , что свою роль также играет слой стекломата , находящийся непосредственно за гелькоатом . Стекловолоконные пряди мата имеют короткие размеры и хаотично ориентированы без тканого переплетения , при этом рубленые концы многих волокон упираются как раз в гелькоат . Его волокна играют роль капилляров , проводящих влагу внутрь стеклопластика . Эмульсия , наносимая на стекломат с целью удержания волокон воедино и сохранения им формы , также считается частью проблемы . Случаи образования пузырей и явления гидролиза на участках днища с применением стеклоткани носят значительно более редкий характер , чем там , где имеет место стекломат или напыление стекловолокна .

Стеклопластики, имеющие повышенное содержание воздушных пузырьков, чаще страдают от последствий гидролиза. Как стеклопластику на основе стекломата, так и напыляемому, свойственно наличие большего их количества, чем это бывает в случае стеклоткани. А именно в этих пузырьках и скапливаются, концентрируясь, продукты гидролиза.

На растворимость отвержденной полиэфирной смолы оказывают влияние множество факторов : ее состав , возраст , режим хранения , скорость катализа , тип техпроцесса и его температура с влажностью . Многие фирмы стремятся выпускать качественные лодки , но широкий спектр этих факторов и главное сам факт , что полиэфирный стеклопластик растворим водой даже при идеальных условиях , заставляет многих засомневаться о его пригодности для судостроения . В этой области сейчас стали применять и новые материалы с барьерными покрытиями и , кажется , определенные успехи уже видны .

Так почему же эти пузыри вместе с гидролизом представляют собой такую проблему ? Сами они влияют на скорость и помимо всего прочего портят внешний вид . Они медленно расслаивают стеклопластик и при достаточном их количестве могут нарушить механическую целостность ламината . Ничто так не отпугивает потенциального покупателя , как вид этих пузырей , хотя в последнее время и наблюдается прогресс их знаний в этой области . Однако гораздо важнее тут разрушительное влияние гидролиза на смолу . Этот процесс размягчает и ослабляет смолу , вымывая ее из стеклопластика и тем самым снижая его жесткость . Со снижением жесткости возрастает степень гибкости , испытываемой отдельными участками днища . А с ростом гибкости возрастает риск усталостных деформаций . Большинство корпусов яхт имеют коэффициент запаса прочности от 2-4 до единицы , тем самым сохраняя достаточный запас при ухудшении его свойств . Однако разброс этих коэффициентов достаточно велик и кроме того в целях улучшения ходовых характеристик они всегда находятся под угрозой снижения . Если корпус имеет сэндвичевую конструкцию , механические разрушения наступают довольно скоро . Насыщение влагой заполнителя , носящее обширный характер , представляет собой ремонтонепригодный случай , во всяком случае за разумные деньги . Тут еще стоит заметить , что одно только присутствие влаги в стеклопластике , даже при отсутствии в нем процессов гидролиза , значительно снижает его сопротивляемость усталостным деформациям .

Вас наверняка интересует , как скоро наступит момент , когда степень разрушений начнет представлять угрозу механической прочности корпуса . Тут нельзя ответить однозначно . Сказать по правде , на настоящий момент в этой области проводилось мало исследований , чтобы оценить скорость деградации и числовые значения потерь прочности с течением времени . Еще усложняют ситуацию множественные факторы , к которым относится толщина корпуса , характер эксплуатации , температура воды , степень ее фильтрации , уровень гидролиза , возраст ламината на момент появления пузырей , тип примененных в конструкции корпуса материалов . Все они имеют влияние на скорость распада и падение свойств конструкции в целом .

В 1991 году наша фирма провела лабораторный анализ на прочность стеклопластиковых панелей , вырезанных из днища катера Gulfstar 50 . Степень гидролиза стеклопластика была крайне высока . Было совершенно очевидно , что днище деформируется от одного только давления воды при погружении корпуса , что говорит о потере жесткости . Лабораторные испытания показали , что эти потери составили 50 процентов от первоначального значения . Прочность на разрыв , однако , пострадала в куда меньшей степени . Потеря жесткости днищем имеет большое значение , поскольку от изгибов более всего страдают участки в местах переборок и прочих элементов жесткости и там время до наступления усталостных разрушений будет еще короче …

Источник: Blisters and laminate hydrolysis (Zahnisers Yachting Center)
Автор: Craig Bumgarner..."
ОлегА
Рулевой
Рулевой
Сообщения: 212
На борту с: 10.07.2012

Re: Покраска стеклопластиковых катеров

Сообщение ОлегА »

Не коректно брать за основу яхту производства 70-х годов.  Почему не использовать информацию после 2000, когда производители начали выпускать смолы не подверженные осмосу и гели которые устойчивые к УФ,не теряющие цвет и не становятся матовыми в течении длительного времени.
Справедливости  ради надо отметить:
производители лодок не часто применяют хорошие полиэффирные смолы и гели из за цены
эпоксидные корпуса лучше и дороже полиэфирных,  они в основном в спорте или спец. назначении

Qwazar
Матрос
Матрос
Сообщения: 63
На борту с: 15.01.2012

Re: Покраска стеклопластиковых катеров

Сообщение Qwazar »

Ну не особо то они и дороже, с учётом меньшей толщины корпуса - за счёт большей прочности, и ремонтом только в случае повреждения корпуса, соизмеримы, а в зависимости от исполнения - бывает ещё и дешевле...
А вот в производстве удобней, допустим СТ-3000+джефаминовый Т-403 - для ламината просто сказка (даже с учётом того, что СТ-шка одна из самых дорогих смол) не требует пластификатора, стойкая к УФ и агр. ср. с многочасовым временем гелеобразования, абсолютно не чувствительная к объёмам (отсутствует саморазогрев - свойство почти всех джефаминов) - хотя эта комбинация из-за дороговизны используется в основном как раз таки для эпокси- топов и гелев, более дешёвый вариант для ламината YD-128+ХТ-488/4 - тоже часами живёт и как вода жидкий...