Килеватость катера - что это такое и на сколько она важна

Корпуса из металла, пластика, фанеры и их комбинации.

Модератор: Valery

Правила форума
В данном разделе приветствуется рассказ о своей лодке от выбора при покупке до оснащения и эксплуатации. 15 аттачей от автора на тему. Доп фото - на внешний сервер и под спойлер.
Обсуждение конкретных моделей - ремонта, тюнинга и эксплуатации.
Аватара пользователя
Valery

DVD-video Водномоторный выпуск DVD-video Водномоторный выпуск DVD-video Водномоторный выпуск Великовод форума Водкомоторный сплав Лава 2016
Без группы
Без группы
Сообщения: 20391
На борту с: 07.02.2005
Награды: 5
Репутация: 592
Из: Тридевятое царство

Помощь Килеватость катера - что это такое и на сколько она важна

#1

Сообщение Valery » 02.04.2017 10:59

Килеватость - характеристика поперечного профиля судна. Имеет числовую величину - угол килеватости (deadrise) измеряется в градусах.
Корпус судна обычно характеризуется двумя углами килеватости - на миделе и на транце. При малой килеватости суда имеют меньшую осадку и меньший крен при циркуляции, однако обладают достаточно высокой рыскливостью (поэтому глиссирующие суда имеют большой угол килеватости на транце) и большими ударными нагрузками на корпус при движении на волне. При большой килеватости суда обладают низкой остойчивостью на стоянке и малом ходу, а также чуть бoльшим гидродинамическим сопротивлением на малом ходу.
Типы корпусов в зависимости от килеватости:
  • <10 градусов плоскодонные;
  • 10 до 15 - умеренной килеватости;
  • 15 до 20 - сильнокилеватые;
  • >20 - "глубокое V"
С увеличением килеватости увеличивается мягкость хода по волне, но и требуется гораздо большая энерговооруженность катера, т.е. нужен более мощный мотор.

Корпуса с обводами «глубокое V» и углом килеватости днища более 20° обеспечивают наиболее комфортабельный ход с минимальной потерей скорости на волнении. При увеличении скорости корпуса с большой килеватостью днища, ширина смоченной поверхности постепенно уменьшается в результате подъема корпуса из воды.

К недостаткам килеватого корпуса следует отнести большое сопротивление в начальный момент движения при разгоне до выхода на режим глиссирования.
Другой недостаток корпусов «глубокое V», обусловленный значительной килеватостью днища, — пониженная начальная остойчивость катера как на стоянке, так и на ходу.

На практике редко встречаются суда с углом килеватости более 26 градусов.
Килеватость, глубокое V, плоскодонные.
Вложения
kilevatost.png
Определение килеватости корпуса катера
(38.09 КБ) 200 просмотров
IMG_3975.jpg
Пример килеватого корпуса моторной лодки
(109.28 КБ) 82 просмотра
Полусамопал: пластик + фанера = "Adrenaline" 5,6х2,1. По суше: Triumph Tiger 800, велосипед и Land Rover Defender.
Отдохнул – отчитайся, лучшее слово – дело.

Аватара пользователя
Спонсор раздела
Бизнес
Сообщения: 2017
На бору: 03.10.2005
Контакты:

Re: Важное сообщение

Сообщение Спонсор раздела » Пт дек 09, 2011 6:53 am

Аватара пользователя
Moysha1968

Флаг сообщества на карте Рекорд форума
ВодкоМоторник
ВодкоМоторник
Сообщения: 1429
На борту с: 09.12.2014
Награды: 2
Репутация: 187
Из: Москва-Весьегонск
Мой катер:

Килеватость катера - что это такое и на сколько она важна

#2

Сообщение Moysha1968 » 02.04.2017 02:20

Слегка дополню. На представленном Валерой рисунке кормовая часть киля выполнена в виде гидролыжи, применяемой для уменьшения необходимой мощности мотора на килеватых и сильнокилеватых корпусах глиссирующих судов.
У меня на NS PRO такая же.
NorthSilver PRO 635 килеватость 18° & Suzuki DF 200, кикер Suzuki DF 20 ATS. Brig 360 & Yamaha 9,9. Катамаран Shuper 8,3x2,5м & Mercury 115.

Аватара пользователя
Саня Большой

Судостроитель Hand made Первооткрыватель
Водномоторник
Водномоторник
Сообщения: 624
На борту с: 08.02.2016
Награды: 3
Репутация: 116
Из: Санкт-Петербург
Мой катер:

Килеватость катера - что это такое и на сколько она важна

#3

Сообщение Саня Большой » 02.04.2017 03:22

Что такое килеватость, понять не сложно, сложнее ответить на вторую часть вопроса - насколько она важна, особенно, если этот вопрос персонифицировать. Мне кажется, из килеватости создали какой-то фетиш, которому придается излишне много внимания. Часто ее почти отождествляют с мореходностью глиссирующего корпуса. Но разве можно говорить о корпусе в отрыве от судоводителя и от задач, которые он решает? Много вы видели лодок, несущихся по метровой волне на полном пару? Конечно, это может быть служебной необходимостью, но в остальных случаях? Зачем? Но производители, как заведенные, повышают эту самую килеватость и превозносят это, опуская тот факт, что наша страна, окружена морями в основном необитаемыми и бОльшая часть населения использует свои лодки на реках и сравнительно небольших водоемах. Второй момент - наиболее часто говорят о килеватости на транце, хотя, ИМХО, более важна килеватость на миделе, как месте вхождения корпуса в волну, сопровождаемого и ударами, и перегрузками при торможении. Третий момент - баланс преимуществ и недостатков увеличения килеватости забывается, главный тезис - не сбрасывать газ (невольно вспоминаю анекдот про неуловимого Джо). Я, к стыду своему, так и не разобрался полноценно в вопросе влияния килеватости корпуса на его ход при волнении в различных режимах. В оправдание могу лишь сказать, что это, наверняка, вопрос сложный, если рассматривать весь спектр параметров движения и собственно корпуса, а не, скажем, предельные характеристики - высота волны, максималка и в качестве характеристик корпуса - слово "корпус". Посему определил для себя оптимальной (с учетом хождения по Ладоге и Онего) компромиссную килеватость 17-18 град., хотя, возможно, 14 град. было бы ничуть не хуже, с учетом того, что за день рыбалки я иду ходом часа полтора, а тролю часов восемь-десять. Резюме - выбирайте килеватость под свои задачи и не переоценивайте ее достоинства, больше внимания уделяйте недостаткам.

Аватара пользователя
Valery

DVD-video Водномоторный выпуск DVD-video Водномоторный выпуск DVD-video Водномоторный выпуск Великовод форума Водкомоторный сплав Лава 2016
Без группы
Без группы
Сообщения: 20391
На борту с: 07.02.2005
Награды: 5
Репутация: 592
Из: Тридевятое царство

Килеватость катера - что это такое и на сколько она важна

#4

Сообщение Valery » 02.04.2017 04:49

У меня был плоскодонный Тримаран - по волне не ходок. Плоскодонный Неман-2 ощущение, что натыкаешься не на волну, а на скалу. Через пару лет его корпус прогнулся по шпангоутам.
Килеватый спортивный корпус ходил на полный газ против и по волне - разница просто огромная!
Но, и выход на глиссирование более сложный.

Наличие килеватости позволяет глиссировать при волнении, а не водоизмещать.
Когда я пересел на North Silver PRO на Ладоге - я удивился, на сколько он получает сильные удары от волны по корпусу, которых у меня нет вообще.

Тот корпус, красный, что в первом сообщении - вообще режет волну как нож масло - нет даже намеков ударов по корпусу!

В итоге конечно - для небольших водоемов, где нет сильного волнения, килеватая лодка просто не то что, нафиг не нужна, а скорее даже вредна.
Полусамопал: пластик + фанера = "Adrenaline" 5,6х2,1. По суше: Triumph Tiger 800, велосипед и Land Rover Defender.
Отдохнул – отчитайся, лучшее слово – дело.

Аватара пользователя
Moysha1968

Флаг сообщества на карте Рекорд форума
ВодкоМоторник
ВодкоМоторник
Сообщения: 1429
На борту с: 09.12.2014
Награды: 2
Репутация: 187
Из: Москва-Весьегонск
Мой катер:

Килеватость катера - что это такое и на сколько она важна

#5

Сообщение Moysha1968 » 02.04.2017 06:05

Валера, NS PRO получает сильные удары не столько по корпусу, сколько по позвоночникам судоводителя и штурмана, т.к. их кресла расположены фактически в районе миделя. Хотя, если на нём в носовой части увеличить килеватость градусов так до 22-24, ход по встречной волне был бы, наверное, получше.

Скажу по своей лодке- пока она была открытой, позвоночник начинал ощущать неприятную декомпрессию при встречном волнении примерно от 40 см. После установки хардтопа ситуация поменялась в лучшую сторону- при волне в те же 40 см идёт, как по маслу, прежние ощущения начинают проявляться после 60 см.
Из чего делаю вывод: НТ "скрепил" борта, лодка стала меньше вибрировать. Помимо этого увеличился вес в районе миделя (видимо в стандартной комплектации его не хватало). Так что килеватость- это только одна из многих составных частей комфортного хода лодки.
NorthSilver PRO 635 килеватость 18° & Suzuki DF 200, кикер Suzuki DF 20 ATS. Brig 360 & Yamaha 9,9. Катамаран Shuper 8,3x2,5м & Mercury 115.

Аватара пользователя
Саня Большой

Судостроитель Hand made Первооткрыватель
Водномоторник
Водномоторник
Сообщения: 624
На борту с: 08.02.2016
Награды: 3
Репутация: 116
Из: Санкт-Петербург
Мой катер:

Килеватость катера - что это такое и на сколько она важна

#6

Сообщение Саня Большой » 17.04.2017 11:52

Верно подмечено! На моем NSP=635 после зашивки носа, перенесения аккумы к консолям, установки носовых релингов и прочих рыболовных приблуд образовался незначительный дифферент на нос. В результате при небольшом встречном волнении у меня было ощущение, что корпус продавливает волну своей массой, ход был вполне комфортным. Термин "утюжит" к этому режиму был очень даже применим. При бОльшей высоте встречной волны приходилось скорость сбрасывать и постоянно работать машинкой. И дело было не только в ощутимых ударах корпуса, но и в сильном забрызгивании. Зато при ходе на попутной волне и даже лагом к ней лодка ведет себя очень хорошо. Мне привелось буквально во второй или третий выход в Ладогу возвращаться в Приозерск от о.Бурнев в полутораметровую волну, идущую с озера. Сначала стремался и хотел идти галсами, но несколько раз развернувшись, почувствовал лодку и пошел на глиссере лагом к волне. Так что у меня об этой лодке, пусть она и утюг, и килеватость у нее (особливо на миделе) как бы недостаточна, самое хорошее впечатление за ее остойчивость в сочетании с приличными ходовыми качествами. И на Онего в поселке неоднократно слышал мнение, что лодка надежней многих. Сильверу респект, хотя спецы, наверняка, найдут, что покритиковать в этом корпусе.

Tott
Рулевой
Рулевой
Сообщения: 82
На борту с: 19.10.2016
Репутация: 11

Килеватость катера - что это такое и на сколько она важна

#7

Сообщение Tott » 18.04.2017 08:38

Два одинаковых катера (одинаковой килеватости),но с разной массой, будут по разному вести себя при прохождении волны. Чем тяжелее, тем плавнее(мягче).
Два одинаковых катера (одинаковой килеватости ), но с разным дифферентом будут вести себя по разному. С дифферентом на нос катер легче проходит волну.
На судах в плохую погоду всегда держат балласт в форпике, увеличивая массу носа, даже не смотря на возможную потерю в скорости.
НТ в любом варианте плохо отражается на остойчивости, уменьшая её. Но добавив вес лодке, добавляет эффект продавливания волны.
Меня удручают советы бывалых на этом форуме о размещении "шмурдяка" на крыше рубки. Все, что выше борта (вес)- зло.
Килеватость штука полезная от форштевня и до мидель-шпангоута. Далее - одни минусы . Именно поэтому (технологические трудности изгиба АМГ) корпуса из АМГ проигрывают пластику(корпусу которого можно придать любые формы).
На фото: катер Texas 610. Я его серьёзно рассматривал на предмет покупки до того момента, пока не увидел ветку о Кингфишере на этом форуме:

Хорошо видно как V- образные обводы в носу переходят в почти в плоскодонное днище в районе транца. При весе в 1100 кг, максимальная мощность - 140 лс.

А килеватость.... "Прелесть" большого угла килеватости в районе транца я ощутил когда затаскивал свой KF 650 с воды (катер порожнем - без мотора и топлива) в эллинг.
У меня слип не уходит до дна канала, а как бы обрывается. В определённый момент , когда катер ещё не полностью "сидел" на телеге, но на 2/3 был вытащен из воды, его завалило на бок, чуть не затопив корму. Зрелище было не из приятных. Виноват был я сам- не учёл массу и высоту рубки. Теперь приходится обдумывать другую схему подъема-спуска.
Последний раз редактировалось Tott 18.04.2017 07:27, всего редактировалось 3 раза.

Аватара пользователя
Tracker
ВодкоМоторник
ВодкоМоторник
Сообщения: 3102
На борту с: 31.10.2010
Репутация: 148
Из: Гондурас

Килеватость катера - что это такое и на сколько она важна

#8

Сообщение Tracker » 18.04.2017 09:11

Размер имеет значение!
Маленькую лодочку будет кидать даже при большой килеватости, большая лодка не будет реагировать ни на перемещение груза по палубе ни на размещение его на рубке.
Из двух катеров остойчивее будет тот, который шире.
Быстрее тот, который уже.
Комфортнее на волне тот у которого большая килеватость.
А пофигу на это все будет тому, который большому!
:D
Parker P800. Suzuki DF300. Ладожское Озеро.РФ
Sailing Yacht "Cecilia",L-29, Bukh dv10. Yuvaskyla. Suomi

Tott
Рулевой
Рулевой
Сообщения: 82
На борту с: 19.10.2016
Репутация: 11

Килеватость катера - что это такое и на сколько она важна

#9

Сообщение Tott » 18.04.2017 05:49

Ага, все это верно , если соблюдаются пропорции.
Все упирается в материальные возможности.
Мне по средствам и по габаритам (транспортировка и хранение) идеально подходил KF 580, но выбрал 650 из-за его большей массы, лучшей обитаемости и лучшей мореходности.

А в общем и целом, Valery все точно описал про килеватость в начала темы.

hayabusa
Салага
Салага
Сообщения: 16
На борту с: 28.12.2016
Репутация: 2

Килеватость катера - что это такое и на сколько она важна

#10

Сообщение hayabusa » 25.04.2017 03:28

Ну насчет дифферента в нос при хождении волны глиссирующим катером не совсем согласен. Имею достаточно большой опыт хождения при волнения моря и по, и против, и лагом, и встречной волне с попутным ветром и т д, причем не пару км до убежища а 30-40 км без вариантов. Для моего катера Sea Ray 175 с будкой опытным путем я выяснил, что нос ни в коем разе нельзя зарывать вниз при глиссировании на волнении. Все домыслы, что типа " нос режет волну" в моем случае не актуальны. Механика процесса примерно следующая : при прохождении корпуса катера гребня волны "заваленный или загруженный" нос даже при 30 км/ч (мин скорость глиса для меня), взлетает в воздух (потому, что водичка его сильно выпихивает) катер как бы на трамплине выпрыгивает из волны в воздух, заваленный или тяжелый нос стремиться вниз и катер всей своей массой, плашмя плюхается в подошву следующей волны или еще веселее в подъем следующей волны. Удар в зависимости от скорости катера и встречной или попутной волны бывает просто страшным (без капы во рту - зубы крошатся, а позвоночник стремится выпасть в трусы).
Я для себя выбрал другую тактику. Я облегчаю нос (просто у меня нет проблем с выходом на глисс) и тримом двигателя поднимаю нос пока винт не начинает кавитировать (после выхода на глисс) немного опускаю трим, чтобы каждая волна не срывала винт в кавитацию. Механика процесса: при столкновении с волной легкий нос не зарывается в нее, а легко выпрыгивает, а тяжёлая корма при прохождении грябня не выпрыгивает, а первая приземляется в ложбину между волнами, затем плавно весь корпус как бы кивает в нос распределяет нагрузку от падения и резкого удара не происходит, даже если нос сразу врезается в следующую волну удара об стенку не происходит и процесс повторяется. Перед волной стараюсь скинуть скорость, а после прохождения ее набрать, что бы не уйти с глисса.
Я уверенно заявляю: на открытие не претендую, мой опыт получен на конкретном корпусе катера, не утверждаю, что прокатит на другом катере или акватории.

Ответить

Вернуться в «Катера и лодки с жестким корпусом»

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: archik и 1 гость